Однажды, около 10 лет назад, я прогуливался за дачным поселком, находящимся на Таманском полуострове вблизи города Темрюка, в его восточной части. Была поздняя осень, трава уже высохла и на поверхности земли, вдруг, обнаружил статуэтку размерами не более 100 мм, она была загрязнена песком и глиной. Пальцами немного протер её и увидел, что статуэтка представляет собой боевого слона и прижавшегося к нему слоненка, они оба воздели к небу хоботы и видимо трубными звуками извещали всех о победе над врагом.
Подножие слонов была усыпано в несколько слоев дисками, на которых были знаки, очевидно на санскрите. Спины обоих слонов были покрыты коврами со свисающими кистями, по центру каждого ковра был круг, внутри которого имелись знаки на санскрите, такие же, как и на дисках.
Большой слон правой ногой опирался на нечто, похожее на шапку великана.
Вся композиция показывала победное торжество слонов над каким-то могущественным врагом. Статуэтка имела золотисто-зеленоватое покрытие, в нескольких местах были сколы из белого кварцевого камня или кварцита. Над скульптурой работал, видимо, большой мастер, потому что все детали композиции имели тонкую ювелирную работу
После визуального осмотра статуэтки стало понятно, что у неё индийское происхождение. Но почему индийская статуэтка появилась здесь, на Таманском полуострове далеком от прекрасной и древней Индии? В то время у меня не возникало никаких версий об истории её происхождения, а когда у меня появилась фотокамера, то сфотографировал её в разных ракурсах.
Очевидно, подспудно эта загадка сидела в подсознании и ждала подходящего случая, чтобы я занялся раскрытием её тайны. К этому времени я немного интересовался историей родного края и Таманского полуострова и знал, что в античное время территория Таманского полуострова и коренные народы, обитавшие здесь, меоты, синды, керкеты, тореты были колонизованы греками, которые в Крыму и в западной части Таманского полуострова основали Боспорское царство.
Четыре года назад я стал более углубленно изучать историю своего края, и оказалось, что здесь обитало два народа Синды и Дандарии. Греки синдов, также называли индами. А известный ученый лингвист О.Н. Трубачев утверждал, что название народа Дандариев имеет индийское происхождение от словосочетания «dand-aria», что с индийского переводится, как тростниковые (камышовые) арии. Еще в начале XX века историк П.П. Короленко опубликовал статью под названием «Синдия», в которой, ссылаясь на известного историка Вебера, утверждал, что арии из горной местности Средней Азии переселились в Индию, часть ариев осела в Синдской долине реки Инда, которые, затем, переселились на Северо-Западный Кавказ и устье реки Кубани. Когда здесь появились эллины, они ариев, обитавших на возвышенности между Черным морем и рекой Кубани, назвали Синдами или Индами, по названию страны Индии и Синдской долины, а ариев. обитавших в заболоченной дельте Кубани назвали Дандарии, то есть камышовые арии, живущие среди камышей.
В конце XIX века археолог В.Г. Тизенгаузен проводил археологические раскопки в районе, названном Семибратним городищем и Семибратними курганами, где найдено множество артефактов, относящихся к Синдскому царству. В 40-50-х годах прошлого века в районе Семибратнего городища и Семибратних курганов проводились археологические исследования под руководством Н.В. Анфимова, а в 2006-2008 гг. более детально проводились исследования экспедицией под руководством В.А. Горончаровского, которая установила, что на месте Семибратнего городища находилась столица Синдики, которую одни историки называют Лабриса, другие-Лабрита. Статуэтка, найденная мною за дачами, расположенными в 7 км от Лабриса, на возвышенности с другой стороны реки Кубани, то есть, вполне возможно, она прибыла из Лабриса.
К настоящему времени учеными историками и археологами достаточно глубоко и детально исследованы памятники культуры Синдов. Но район города Темрюка и Темрюкско-Краснооктябрьской возвышенности, где обитали Дандарии археологами не исследовался. Однако, автор, совершая экскурсии в данной местности, нашел в глиняном карьере множество осколков древней керамики.
Пару образцов керамики показал сотрудникам Темрюкского историко-археологического музея, которые определили, что керамика относится к IV веку до н.э., но проводить раскопки в районе найденных артефактов, они не будут, так как у них в штате нет археолога и обращаться в организации, выполняющие археологические раскопки не намерены.
Один мой хорошо знакомый дачник показал древнюю монету, найденную им на своей даче в ямке, выкопанной для посадки саженца фруктового дерева, которую он показал Темрюкскому музею, но они не стали её брать на экспертизу, потому что монету необходимо отправлять в Краснодар, а у них нет денег на такие работы и, видимо, желания.
Я в интернете нашел, что это монета Римской империи «систерций» около I век до н.э., относится к времени, когда Римские легионеры преследовали на Таманском полуострове царя Боспорского царства Митридата VI. В древнеримских источниках нашел, что римские легионеры при преследовании Митридата захватили столицу царства Дандариев Созу, но ввиду враждебного отношения к ним жителей Созы, они оставили в городе гарнизон. Также в античных источниках сообщается, что Дандарии не были под властью Боспорского царства и обозленный на них царь Боспора Фарнак приказал прокопать канал и затопил низменную часть территории Дандариев.
Вот такие имеются исторические факты об ариях, обитавших на Таманском полуострове до первых веков нашей эры, что с ними стало потом это отдельная история, не относящаяся к теме данной статьи.
Теперь вернемся к нашей статуэтке со слонами. Очевидно, она имеет какое-то отношение к Синдам или Дандариям, обитавшим здесь в древние времена. Чтобы определить возраст данного памятника культуры, необходимо отправлять его в краевой центр, а для этого необходимы деньги на поездку в Краснодар и на проведение экспертизы, которыми пенсионер не располагает. Так, что окончательная разгадка происхождения статуэтки со слонами ждет своего времени.