Лю́ди, в основном, хотят просто жить, как люди. Они не проявляют такой злобы и жестокости, как недолюдки и нелюди, реже врут и обманывают. Но подвигов, самопожертвования, аскетизма — в обычных условиях жизни — от них тоже не стоит ждать.
Люди — наиболее социальный тип двуногих существ. Большинство из них плохо переносят одиночество, дикие условия или жизнь в чужой стране, в обществе, которое их не понимает и не принимает.
Обычно людь хочет «быть как все» и «не высовываться», очень зависим от мнения окружающих, озабочен тем впечатлением, которой производит на них, и своей репутацией. Живя в обществе с устойчивыми нравственными традициями, людь будет поступать по-человечески просто потому, что все вокруг так поступают, не задумываясь над тем, почему и зачем так надо.
Большинство людей добросовестно относятся к своей работе и выполняют свои обещания. Более всего люди, а особенно женщины-людки, ценят семью, дом, работу, образование, стабильность и покой. В относительно благополучной ситуации они социально пассивны и аполитичны, хотят, чтобы их не трогали, не хотят ни во что вмешиваться и никуда лезть. Через это они очень управляемы, а их начальником нередко оказывается недолюдок или даже нелюдь. По этой же причине, люди очень редко становятся знаменитыми, оставаясь именно людьми по структуре личности.
Мне на Викискладе удалось найти портреты только двух таких людей: польского учёного-агронома Ю́зефа Дзе́жица и финской учительницы-активистки Фа́нни Лу́укконен.
В отличие от недолюдков, люди испытывают угрызения совести за мерзкие поступки на работе по приказу, но очень редко переходят от возмущений, сожалений и обсуждений к каким-либо реальным действиям. Необходимость кормить семью, при отсутствии качеств и способностей делать это не через наёмную работу, большинство людей гнёт и ломает через колено. Причём в большинстве случаев семье людя угрожает не голодная смерть, а всего лишь снижение уровня жизни (который людьми обычно понимается только как уровень потребления) оттого, что придётся уволиться с этой работы и перейти на менее оплачиваемую, но нравственно приемлемую. Однако большинство людей не в силах пойти даже на это — что уж тут говорить об активных формах сопротивления… для такого поступка нужно быть не меньше, чем человеком.
И только доведённые до крайности, люди решаются на активные рискованные действия, на восстания и бунты.
Оказавшись в эпохе перемен и крушения прежних идеалов и норм, люди дезориентируются в жизни, не понимают, что теперь делать и куда идти, с кем быть, к кому примкнуть, как вообще жить дальше. «Жить как все» более не получается, так как все вокруг разделились и всяк живёт по-своему. Понимание, осмысление, осознанность у большинства людей — где-то на среднем уровне. Собственных нравственных принципов, крепких убеждений, глубоко осознанной веры у большинства из них нет, как нет и прочной уверенности в себе. В результате они начинают, образно говоря, «хвататься за любые соломинки», идти вслед за любым «вождём», который «ярко говорит», обещает вывести в новые времена, «настолько мудрый, что знает решения всех наших проблем». Одни люди становятся религиозными «усердно верующими» — часть идёт в традиционные религии, другая — в секты и новые культы. При этом они не осмысливают толком то вероучение, которое принимают и даже пытаются проповедовать, но цепляются за внешнюю сторону, за обряды и ритуалы (которые воспринимаются как некая «магическая защита») или за возможность общения «в своём кругу». Другие люди подобным же образом становятся «адептами» других «вождей и кумиров» — политиков, неформальных лидеров, «наставников по продажам», звёзд кино и эстрады.
К сожалению, всякого рода «вождями» и «кумирами», как и начальниками, чаще всего становятся недолюдки или нелюди, которым ничего не стоит обмануть доверчивых, и гораздо реже лидером людей становится человек или хотя бы такой же людь…
Поддаваясь влиянию окружения и обстоятельств, люди могут меняться как в ту, так и в другую сторону, но они меняются намного медленнее, чем недолюдки. Обычно людю нужно хотя бы несколько лет подряд прожить в благоприятной (и в материальном, и в психологическом плане) ситуации, чтобы превратиться в устойчивого человека. Если он, конечно, хоть как-то стремится к этому, а не выбирает позицию вроде «плыть по течению жизни» и полагать «у меня и так всё хорошо, мне ничего не надо, оставьте меня в покое». Такая пассивная позиция способствует медленному превращению в недолюдка. Кратковременные бедствия люди обычно переносят, оставаясь людьми; но если тяжёлая ситуация длится месяцы и годы — у многих начинается дезориентация в жизни и деградация структуры личности. И всё же в большинстве случаев людская структура личности довольно устойчива, и сохраняется всю жизнь.
- Потому с людьми можно по-хорошему договориться. В спокойных обстоятельствах они могут качественно выполнять почти любую работу или действовать самостоятельно. Но бизнес, политика и чрезвычайные действия редко получаются у людей.
Напоминаю, что всё вышесказанное является мировоззренческой рабочей гипотезой агностика, а не призывом, пропагандой, оправданием или осуждением чего-либо или кого-либо. Этот оригинальный текст впервые был полностью опубликован на персональном сайте автора, а здесь будет публиковаться по частям из-за его объёма и удобства для чтения.
Данный текст можно копировать и распространять, а также создавать на его основе другие творческие произведения, на условиях свободной лицензии CC BY-SA 3.0: с указанием имени автора (Румега Александр Юрьевич) и дальнейшим распространением на тех же условиях.
Изображения получены с Викисклада и из других источников, свободны от ограничений авторского права, препятствующих их публикации здесь, либо добросовестно используются в некоммерческих информационно-просветительских целях. В качестве иллюстраций используются фотографии исключительно умерших к настоящему времени деятелей, проявивших в известных деяниях свою структуру личности.