Режиссер Эльдар Рязанов – замечательный советский режиссер, именно советский – в реалии современного кино он вписаться на смог. Хотя снимал в новой России фильмы на протяжении полутора десятилетий.
Мало что из поздних фильмов режиссера запомнились зрителю так же, как его советские творения: «Предсказание», «Привет, дуралеи», «Тихие омуты», «Старые клячи», «Ключ от спальни», «Андерсен. Жизнь без любви». Да, местами это неплохие фильмы. Но здесь нет хлесткого, тонкого юмора, фирменного актерского ансамбля, увлекательного сценария.
Причин этих печальных изменений несколько.
1. Свои лучшие фильмы Эльдар Рязанов создал вместе с одним из лучших советских сценаристов – Эмилем Брагинским. Несмотря на то, что Эмиль Вениаминович скончался в 1998 году, последним их совместным творением был фильм «Забытая мелодия для флейты» 1987 года. После этого по сценарию Брагинского Рязанов снял в 2000 году фильм «Тихие омуты», и посвятил его памяти коллеги. Без соавтора сценарии к фильмам Эльдара Александровича были неровными, а порой откровенно слабыми, на уровне недорогих проходных комедий (например, «Привет, дуралеи»).
2. Главная причина творческих неудач Рязанова все-таки в том, что в советские годы его фильмы были частью большой игры с властью – что-то пропускали, что-то не пропускали. За что-то приходилось бороться. Режиссер делал это талантливо, и зрителю нравилось, когда автор показывал, что вот женщина, например, может курить. И это даже элегантно, что порой можно по-доброму и советский строй уколоть.
Но в 1990-е годы снимать разрешили все, что угодно, ругать стало некого, мораль сменилась деньгами. Поэтому Рязанов потерялся во времени, как герой его фильма «Предсказание».
3. В советские годы несколько своих лучших кинокартин Эльдар Александрович создал с помощью своей второй супруги – Нины Скуйбиной, которая трудилась на «Мосфильме» главным редактором киноработников.
В 1994 году супруги не стало, и Рязанов пережил депрессию. После чего стал снимать по-другому. Как-то режиссер сказал, что главная задача режиссера – окружить себя талантливыми людьми и заставить их работать на себя. Когда этих людей не стало, то сам мастер снимать на прежнем уровне уже не мог.