Найти в Дзене
Миллениумистка

Чему меня научила последняя новелла третьего дня «Декамерона» Джованни Боккаччо?

Когда я училась в 9-м классе и было мне всего 14 лет, учительница литературы задала прочитать один рассказ на выбор из «Декамерона», но не любой, а из того списка, который она дала. Читать другие истории она настоятельно не рекомендовала. Я этот список, из которого надо было выбрать себе историю для чтения, успешно где-то посеяла или просто поленилась записать, не помню уже, потому повесть

Когда я училась в 9-м классе и было мне всего 14 лет, учительница литературы задала прочитать один рассказ на выбор из «Декамерона», но не любой, а из того списка, который она дала. Читать другие истории она настоятельно не рекомендовала. Я этот список, из которого надо было выбрать себе историю для чтения, успешно где-то посеяла или просто поленилась записать, не помню уже, потому повесть пришлось выбирать наугад.

Я открыла оглавление и стала читать названия, выискивая наиболее приличное описание. Почему-то десятая история третьего дня мне показалась самой нейтральной. Вот ее я и открыла.

Название истории:

Алибек спасается в пустыне; монах Рустико научает ее, как загонять дьявола в ад; оставив пустыню, Алибек выходит замуж за Неербала

Кто же знал, что эта история окажется одной из самых неприличных! Мне везет на такое. Но ладно. Прочитала, проанализировала и нашла в новелле абсолютно иной смысл, чем тот, который был на поверхности. То есть вполне себе приличный и глубокий, простите за эпитет, я его привела в самом платоническом смысле.

Эта история о вере, силе намерения, чистоте помыслов, жгучем желании сотворить богоугодное дело, настоящем чуде, а еще лукавстве и последующем возмездии.

⚠️ Дальше пойдет разбор текста. Спойлеры! Потому рекомендую вначале прочитать новеллу, если вы с ней не знакомы, а затем возвращаться к чтению статьи.

Начинается история с описания юной девы Алибек, которой согласно тексту всего 14 лет, как и мне в момент прочтения этой новеллы впервые. Отмечается, что она была послушна и благонравна. Это был еще совсем невинный ребенок, наивный и неискушенный во многих взрослых делах. Надо сказать, что я тоже тогда отличалась тем самым благонравием, в мыслях моих не было никакой чернухи, на мир я смотрела все еще детскими глазами, а в душе воспевала самые возвышенные идеалы.

Итак, Алибек, не будучи христианкой, однако наслушавшись от местных христиан разных хвалебных речей об их вере и проникнувшись этими речами, решает приобщиться к этому делу, то есть к богослужению. Но девушку пугают трудности, потому она ищет самый простой путь для достижения своей цели. За советом она обращается к христианину.

Тот, опираясь на свой жизненный опыт, приводит в пример фиваидских пустынников, которые сбежали туда, в пустыню, от мирской суеты. И, действительно, если задуматься, то это самый простой путь, который может выбрать для себя человек, желая посвятить свою жизнь богослужению. Покидая социум, человек тут же отсекает от себя множество соблазнов, ему легче контролировать свои действия и мысли, так как ему становится нечем соблазняться. Куда сложнее сохранять чистоту ума, своих помыслов, стремлений, не отрекаясь от жизни в социуме. Этот путь тернист, полон соблазнов, извилистых дорожек и тупиков, преодолевая их, человек становится умнее, мудрее, опытнее, сдержаннее, так он закаляет силу духа, тренирует волю и меняет мир вокруг себя, влияя собственным примером и своими действиями на окружающих его людей. Не каждый готов к таким испытаниям.

Алибек, обладая все еще детским умом, понимает слова христианина буквально, то есть как руководство к действию. В них она видит подсказку – куда нужно направляться, чтобы получить наставления о том, как правильно подобает служить господу богу. Алибек отправляется в пустыню. Не посвятив в свои планы никого из близких, одна, каким-то чудом избежав страшных напастей, которые вполне могли с юной девушкой произойти в дороге, она добирается до хижины пустынножителя.

Такой бездумный поступок, который мог бы закончиться весьма плачевно, у сознательного взрослого человека вызовет страх и беспокойство. Но дети не знают о многих угрозах и опасностях, которые подстерегают их на пути, зачастую они могут без всяких задних мыслей радостно бежать навстречу такой опасности и прыгать к ней в объятья. Это действительно очень страшно, когда осознаешь, что делаешь.

И тут мне вспомнился случай из детства, от которого холодок по телу пробегает. Меня и двух моих сестер родители привезли в небольшую деревеньку где-то в Башкирии к родственникам. Там нам позволяли свободно гулять по округе без сопровождения взрослых, взбираться на ближайшие холмы. Отправились мы однажды гулять и захотели взобраться на один из холмов. Пока мы взбирались, над нами кружили хищные птицы, то ли ястребы, то ли орлы, не помню, что за птицы это были. У них там неподалеку было гнездо, и если бы мы подошли к этому гнезду ближе, то хищные птицы весьма вероятно напали бы на нас. Но мы держались от гнезда подальше. На холм мы забрались и увидели с него в отдалении необычное озеро, оно было каким-то странным – вода в озере поражала невероятно ярким небесно-голубым цветом с каким-то радужным ореолом вокруг. Нас так впечатлил столь красивый вид озера, что мы вознамерились прогуляться до него. Но был уже вечер, путь до озера мог оказаться слишком длинным, потому мы решили прогуляться к нему в следующий раз. Когда мы спустились с холма и вернулись в дом деревенских родственников, то полюбопытствовали, что это за озеро такое. На что получили следующий ответ – озеро это ядовитое, приближаться к нему опасно, можно надышаться испарениями и уже не вернуться живьем оттуда, все местные жители знают о нем и обходят стороной. Не знаю как сестер, но меня пробрал озноб, мы ведь вполне могли и прогуляться к этому озеру и не вернуться... Вообще меня потом от этих поездок в деревню много лет кошмары мучили. Не столько меня пугала сама природа, сколько сами местные жители и та обстановка, в которой они жили, от них веяло чем-то дремучим и необъяснимым. Видимо, без веры, магии и развитого шестого чувства там трудно выжить, не обладая глубокими знаниями об окружающем мире, хотя знания и опыт тоже не всегда помогают. От того в каждом деревенском доме было немало священной или магической атрибутики, или и того и другого. Мы, городские жители, были абсолютно не в теме всего этого.

Но вернемся к Алибек. Она добралась до первого праведника и обратилась к нему с просьбой наставить ее на путь правильного богослужения. Но тот убоялся соблазниться ее прелестями, а потому лишь накормил и отправил к человеку, которого считал лучше себя, чтобы тот дал наставление девушке. Но тот «святой жизни человек» тоже убоялся быть соблазненным, а потому путь Алибек продолжился, пока она не добралась до кельи Рустико, весьма юного отшельника, отличавшегося особой богобоязненностью и праведностью. Он возжелал испытать свою стойкость, а потому позволил девушке остаться.

Стойкость его явно подвела, а все праведные мысли мигом улетучились, сменившись весьма конкретным вожделением. Но дабы не вызвать сомнения у девушки в его праведности, Рустико придумал, как превратить его физиологическое хотение в богоугождение. Он объяснил Алибек, как именно надобно ей служить господу богу. Девушка с искренним рвением отдалась сему процессу, который ей весьма даже понравился. Стала она часто-часто навещать Рустико и требовать с него помощи в ее богослужении. Юный отшельник поначалу был невероятно доволен, но силы его в конечном итоге иссякли, вот только Алибек была неутомима. И лишь чудо спасло Рустико от Алибек. Оно же спасло и саму девушку.

Пока Алибек была занята своим богослужением, в доме девушки случилось несчастье, и она осталась единственной наследницей того богатства, которое осталось от ее отца. Тут же нарисовался достойный жених для Алибек, который увез ее от Рустико. Юный отшельник этому был необычайно рад, так как уже отощал до самых костей и занемог от амурных игр с богатой наследницей. Вот только Алибек была в печали, так как ее оторвали от выполнения важнейшей миссии – богослужения. Из пучины печали девушку вытащили другие женщины, пояснив, что с Неербалом, ее новоиспеченным мужем, она сможет продолжить свое усердное служение богу.

Отсюда вывод – искренняя вера в совокупности с силой намерения и чистотой помыслов творят чудеса. А за лукавство и дурные мысли следует наказание.

Вообще я эту историю перенесла на себя и тот пережитый опыт во время и после крещения, который я описала в статье:

Ровно через год после крещения я сняла крестик, который всё это время носила не снимая, и больше уже не надевала.

Я тогда вняла наставлениям батюшки буквально и скрупулезно старалась им следовать. Если служить божественным целям – так служить полностью! Вот чтоб аж искры из глаз летели, а голова лопалась! Простых путей я не искала в отличие от героини истории, наоборот, чем путь тернистее, тем лучше. В итоге от моей чрезмерной правильности окружающие стали шарахаться, а я чувствовала в себе некий безграничный потенциал силы, которой я могла шарахать по окружающим.

В какой-то степени это мне и пошло на пользу, и не пошло. Я овладела некой разрушительной силой, но при этом не могла ей управлять. Мне же в голову даже не приходило, что силу божественную просят для чего-то! А мне до фонаря было относительно этого!!! Зачем что-то просить? Мне надо всё самой сделать без чьей-либо помощи, пусть даже божественной. Вот у меня дела и не ладились, я была как огромный наэлектризованный ком, который просто плыл по течению, но так как этот энергетический ком огромный, то он закономерно мешал окружающим, отсюда и сложности.

Еще из-за такого стремительного духовного роста я как-то сильно улетела от материальных вещей, а потому моя учеба на тот момент немного просела, и именно это меня заставило очухаться, вернуться с небес на землю и заняться своим перевоспитанием. В первую очередь я отказалась от этой своей духовно-религиозной практики, сняв и убрав православный крестик подальше. А после увлеклась фэнтези и зафанатела по миру Толкина, куда и слила всю накопившуюся неуемную энергию, которая потом вылилась в такое же мое неуемное литературное творчество. Далее я принялась постигать азы обычной человеческой жизни без всяких улетов в космос и постижений мистических откровений. А это что? А это учеба, работа, семья, друзья, то есть самая обыденная рутина.

Когда ты перекачанный тонкими энергиями монстр, заряженный на великие богоугодные подвиги, то самые простые и примитивные вещи для тебя оказываются самыми сложными в жизни. И десятая история третьего дня «Декамерона» Джованни Боккаччо дала мне это понять. Наша жизнь – это рутина, обыденность и она прекрасна, надо ей наслаждаться с таким же рвением, с каким Алибек господу богу служила.