Продолжаем наши размышления, если вы зашли на эту статью и не читали 1 часть, то Вам будет не понятно, советую прочитать «Классный руководитель - молодой специалист. Заставили или уговорили?» Часть 1.
-К сожалению, никакого отбора, тестирования, сопровождения и уж тем более как такового контроля классных руководителей (как показывает опыт) не существует.
Отсюда идёт послабление со стороны педагога, особенно, когда понимаешь что «наказать» за твои недоработки, упущения, ошибки попросту тебя нечем.
У школы нет рычагов влияния, особенно в ситуации нехватки классных руководителей в школах и оплаты их труда;
- Последствия такой «недоработки» классного руководителя очень масштабы.
Утеряна связь коллектива, ребята не сплочённые, не уважают друг к друга, в классе присутствуют «изгои» (а всё почему? Да потому, что нужно проводить какие-то игры, беседы, упражнения, классные часы, на взаимодействие, а это все требует подготовки и времени).
-Классный не показал образец «культурного поведения»:
Дети на линейке не встают, когда играет гимн РФ, не знают/не понимают смысл Георгиевской ленты, и цепляют её на рюкзак или на связку ключей как брелок, не знают почему вся страна отдыхает 4 ноября, не испытывают радости в Международный женский день, и в День защитника Отечества, потому что не знают, о чем это, и на деле с классом с этим не встречались.
Все это элементарно закладывается во время тематических классных часов, которые так часто недооценивают молодые специалисты.
Помимо этого, очень часто подростки, уже выпускных классов, или после окончания школы, говорят, что хотели бы больше времени проводить с одноклассниками, ходить в походы, устраивать чаепития, ездить играть в пейнтбол, или просто поболтать с классным со стаканом компота в столовой.
И жалеют о том, что всего этого не было, что не считаю классного руководителя «второй классном самой», что нет сильной привязанности к классу, ярких и тёплых воспоминаний.
-Дополнительно к этому, работа с родителями. Самый грустный момент - что благодаря таким «классным», у родителя формируется представление о том, что каждый молодой специалист, который «только со студенческой скамьи» будет брать классное руководство, и точно так же работать: распустит класс, не заложит в детей ничего ценного или вовсе, будет игнорировать факт наставничества и причастности к детскому коллективу.
И если когда-то этот классный, решит отказываться от класса по абсолютно любым причинам, ему на смену может придти такой же молодой специалист.
И вот ему точно будет в разы тяжелее, потому как родители уже с опаской и недоверием будут к нему относиться, в разы дольше и сложнее будут устанавливаться рабочие/дружеские взаимоотношения между всеми участниками процесса: родитель-ребёнок/классный.
И кто знает, хватит ли этому, вновь пришедшему классному, сил, терпения и мотивации «исправлять труды предшественника»..
-Конечно, к счастью, в школах есть молодые педагоги, которые хотят себя пробовать в этой роли, кому «дано» быть наставником, или же, те, кто испытывает сложности, но готов учиться, пробовать и совершенствоваться в этом плане.
Но таких, к сожалению, единицы.
Уметь быть наставником и другом одновременно. Уметь посмеяться с детьми, но в то же время, не перейти черту и оставаться авторитетом для коллектива и каждого ученика класса, быть примером в определённой ситуации, вовремя уметь заметить личную или учебную проблему, и оперативно среагировать, добиться детского доверия, что бы каждый без стеснения мог обратиться за советом, прислушаться, и знать, что классный «на твоей стороне».
-Функционал у классного широкий, и главное-я даже сейчас не о «бумажки, отчеты», а об ответственности, об осознанности того, что именно классный формирует жизненные понятия и представления, воспитывает дух личности, уважительного отношения к обществу, в принципе, умение взаимодействовать с обществом, ценить и гордиться своей школой, семьей и родиной.
И не смотря на всё это, продолжать «жить этим», совершенствоваться, иметь представление, куда и к чему стремиться, чего хочешь добиться от своих учеников, что ценного хочешь заложить в каждого из ребят, и главное - осознавать, что делаешь крутое дело, и всего, за 1701₽ в месяц!
-Всё это не даётся «приложением» к роли классного руководителя, все это - кропотливый труд, индивидуальная работа с каждым учеником из твоего класса, которая выстраивается годами.
Что бы быть классным, надо минимум хотеть/желать этого.
Классный руководитель-это не должность, а состояние души!
-Самое опасное, что результаты работы классного руководителя - молодого специалиста из серии «заставили или уговорили, халатность и непричастность» могут вытекать в очень страшное понятие, такое как «Педагогическая запущенность».
И нет, это не рабочая фраза-междусобойчик внутри учительской, а зафиксированный термин в педагогической науке.
Но об этом я вам расскажу в следующей статье!
Поделитесь своими мыслями в комментариях.
Сталкивались ли вы или ваш ребёнок с таким «типом» классного руководства в роли молодого специалиста?
Как это отразилось на вас или ваших детях?