Найти тему
Серебряный Месяц

Звезда по имени Вега. (О Марии Волынцевой-Ланг, авторе знаменитого романса "Черная моль")

С датой начала Серебряного Века русской поэзии все любители и эксперты сходятся к началу 90-х годов ХIХ века. Для удобства можем принять точку "серебряно-векового" отсчета за 1890-й год.

А вот, со временем окончания Серебряного Века, мнения расходятся. Многие уверены, что это 1917-1918 годы - какое творчество может быть после октябрьского переворота и начала Гражданской войны?

Известный литератор Дмитрий Быков считает датой окончания СВ 1929 год, когда начали разгонять последнюю поэтическую тусовку обэриутов. Если кому-то интересно мое мнение, то я полагаю финалом СВ начало «сороковых-роковых» , когда набирала свой ужасный ход Вторая Мировая #война , и ушли из жизни мистик Мережковский, пьяница и бузотер Бальмонт, Король поэтов Игорь-Северянин.

Один американский профессор - исследователь русской поэзии высказал оригинальную гипотезу, что СВ не мог кончиться, пока были живы его представители, его #герои .

Одним из таких «последних героев», а точнее героинь Серебряного Века, была Мария Волынцева (в замужестве Мария Ланг), более известная по своему «звездному» литературному псевдониму – Мария Вега.

Мария Волынцева
Мария Волынцева

Рождение будущей Звезды (1898 год, Санкт-Петербург) прошло довольно обыденно и благополучно. Достойная интеллигентная семья, уважаемые в обществе родители. Отец Муси (как называли девочку в детстве домашние), Николай Волынцев, посвятил себя армейской службе, и даже в отставке не оставил призвание жизни, активно занимаясь конструированием новых видов оружия.

Мать девочки была очень неплохой певицей, в чем повторяла судьбу уже своей матери, бабушки Муси, которую петербургская #публика знала и любила, как известную актрису Александринского театра. Александра Брошель (так звали бабушку) в свое время блестяще пела и играла на сцене Александринки, а ее сестра Мария Брошель не менее замечательно танцевала в Мариинском театре.

Александра Брошель
Александра Брошель
Сцена Александринского театра была хорошо знакома для Марии
Сцена Александринского театра была хорошо знакома для Марии

На этом творческое окружение Муси не исчерпывается. Ее крестной была знаменитая Мария (кругом Марии!) Савина, знаменитейшая русская ?#актриса , любимица драматурга Александра Островского, который настаивал, чтобы главные роли в его новых пьесах играла именно она. Будучи творческими людьми, близкие родственники Муси много общались с артистами, художниками, поэтами, что не могло не отразиться на увлечениях девочки, а затем и молодой девушки Маши Волынцевой.

Сама Мария Николаевна вспоминала о том, как в восемь лет уже пробовала писать первые #стихи , даря их отцу, как ставила пьесы про Бабу Ягу в домашнем театре, где директором по реквизиту выступал старый добрый садовник, перенесший на «сцену» множество растений из зимнего сада, чтобы режиссер-постановщик Муся могла создать декорацию векового леса.

Пьесы в  детском театре маленький режиссер Муся Волынцева старалась приближать к реалиям. Вековой лес заменяли растения из зимнего сада.
Пьесы в детском театре маленький режиссер Муся Волынцева старалась приближать к реалиям. Вековой лес заменяли растения из зимнего сада.
Подбирался соответствующий костюм для Бабы Яги
Подбирался соответствующий костюм для Бабы Яги

К сожалению, всего этого детского творческого вдохновения не видела мама Муси. К этому времени она уже рассталась с мужем и уехала с новым избранником покорять другие города и подмостки. Мария всегда сожалела об этой жизненной коллизии, но по-доброму вспоминала об оставившей ее с отцом матери.

В 1909 году отец принимает решение отдать дочь на воспитание в Павловский женский #институт в Санкт-Петербурге. «Павловка» в то время по жесткости воспитания была аналогом Суворовского училища, только для девочек. Надо сказать, что в институт принимали девочек десяти-одиннадцати лет из небогатых дворянских семей, преимущественно дочерей офицеров. Ранние подъемы, строгая дисциплина, высокая требовательность преподавателей – подготовка к семейной и трудовой жизни проходила в условиях, близких к спартанским.

Подготовка к реалиям жизни слушательниц Павловского женского института
Подготовка к реалиям жизни слушательниц Павловского женского института

Но знания ученицы получали крайне полезные. Тут и языковая подготовка (немецкий и французский в совершенстве), и ведение домашнего хозяйства, включая кройку, шитье, и многое другое, что непременно пригодится в жизни. По большим праздникам в здании Института проводились танцевальные вечера, куда приглашались бравые морячки, будущие морские #офицеры , воспитывающиеся в Морском корпусе.

На подобном балу познакомились Мария Волынцева и Михаил Ланг
На подобном балу познакомились Мария Волынцева и Михаил Ланг

Именно там юная Мария познакомилась с семнадцатилетним Михаилом Лангом, высоким и статным будущим офицером. Между молодыми людьми завязались теплые отношения, но, как это обычно бывает, вмешались внешние обстоятельства…

Против революции и гражданской войны лекарств не придумано, а, значит, надо было находить пути решения в хаосе злых перемен. Безумие «красного» террора, озверелость и вседозволенность черни, выпущенной на свободу из «Крестов», безудержное #пьянство матросов, перевязанных пулеметными лентами, и лузгающих семечки солдат запасных гарнизонов, от безделия и безумия готовых убивать и грабить непрерывно. При этом новая власть поощряет весь этот #беспредел с грабежами и насилием. Население Питера за какие-то полтора года уменьшилось втрое – с двух миллионов до семисот тысяч. Нет, надо уезжать, и уезжать срочно!

От таких матросиков надо срочно уезжать!
От таких матросиков надо срочно уезжать!

Мария с отцом и тетей едут на Кавказ, в солнечную и мандариновую Абхазию, где первое время было еще спокойно. Чудесная дача в Гаграх была некоторое время в их распоряжении, но все хорошее быстро кончается. Красный туман задурил головы и абхазским революционерам, возжелавшим поучаствовать в непрекращающейся стихии грабежей. Теперь - только эмиграция. Через соседнюю Турцию, поклонившись Святой Софии в Константинополе, Волынцевы добираются до Франции. Мария уже носит фамилию грузинского княжеского рода.

Храм Святой Софии в Константинополе
Храм Святой Софии в Константинополе

Видимо, повинуясь рекомендациям отца, она вышла замуж за его товарища, активного изобретателя и инженера князя Нижарадзе, который сопровождал их, деля с ними все тяготы долгих переездов и помогая в обустройстве на новом месте. А, может быть, искра благодарной любви промелькнула в девичьем сердце перед решением о выходе замуж? Боюсь, мы этого никогда не узнаем. Можем только полагать, что весьма значительная разница в возрасте не повлияла на выбор Марии Николаевны, хотя были и несомненные плюсы в случившемся браке – статус княгини для Парижа двадцатых годов котировался гораздо выше диплома домашней учительницы, пусть и выпускницы Павловского института. Какие-то накопления у мужа Марии, надо полагать, имелись, но молодая супруга старалась франками не раскидываться, а, наоборот, их зарабатывать. Благо таланты художественные имелись у нее несомненные, а Париж умел ценить изысканность.

Париж, Париж
Париж, Париж

Молодая княгиня быстро восстановила свои навыки к рисованию, многие часы проводя за мольбертом в домашней мастерской и на парижских бульварах, столь разительно отличающихся жизнерадостным спокойствием и вкусными запахами маленьких кафешек от обстреливаемых улочек голодных городов «вздыбленной» Руси. Из двухмиллионной армии русских беженцев-эмигрантов как минимум двести тысяч выбрали своим городом приюта #Париж .

Картина Павла Рыженко "Пасха в Париже"
Картина Павла Рыженко "Пасха в Париже"

По творческой составляющей русских поэтов, художников и артистов Париж, безусловно, победил и Берлин, и Прагу, и Белград, хотя главное, конечно, не в этом. Главное в том, что русские люди смогли и на чужбине сохранить и пронести через все колоссальные трудности жизни вне Родины исконные черты русского характера – широту души, мастеровитость, высочайшую работоспособность и необъятную любовь к России.

Марию приглашают поработать в художественной мастерской, где профессионально выполняли копии со всемирно известных картин знаменитых художников. Эта работа настолько хорошо удавалась Марии Николаевне, что ей выдали персональный диплом, позволяющий выставлять свои авторские работы в ведущих частных галереях Парижа.

Несмотря на большую занятость делами художественными, княгиня Нижарадзе успевала активно участвовать в литературной и артистической жизни русской диаспоры в Париже. Молодую художницу стали не только узнавать, но и приглашать на литературные вечера, где блистали Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич.

Марина Цветаева в период французской эмиграции
Марина Цветаева в период французской эмиграции

Однажды великий Иван Бунин услышал, как Мария читала отрывок из своей прозы, после чего одобрительно приобнял и, обращаясь к залу, заметил: «Хорошо написано! Так и надо писать!». Этот эпизод произошел уже в середине тридцатых годов. К этому времени Мария была известна литературному Парижу (и не только Парижу, но и всей Франции, и Бельгии, и Италии) как поэтесса и писательница Мария Вега. Такой яркий и космический псевдоним предложил взять дочери отец, ведь именно Вега является самой яркой звездой в созвездии Лиры.

Созвездие Лиры, в котором сверкает звезда Вега
Созвездие Лиры, в котором сверкает звезда Вега

Мария согласилась и не прогадала. Под этим ярким именем в тридцатые годы у нее выходят два сборника стихов, очень доброжелательно встреченные читающей публикой русского зарубежья. Позже были написаны несколько романов и пьес, которые также нашли благожелательный отклик у читателей и критиков. Более того, театры с удовольствием принимали драматические произведения Марии Веги к постановке.

А что же личная жизнь? Еще только приехав в Париж в начале двадцатых годов, Мария прочитала в газете известие о том, что Михаил Ланг погиб, но, по ее воспоминаниям, не поверила ему. Сердце подсказывало – жив. Удивительно, но более чем через три десятка лет (!) Вега получила подтверждение, что не ошиблась. На пороге ее дома стоял сам Михаил Максимилианович Ланг, морской офицер, волею судьбы после войны оказавшийся в США, долгие годы искавший и, наконец, нашедший свою первую любовь после стольких лет разлуки.

После невероятной встречи, Мария и Михаил уже не расставались, пожив и в США, и в Швейцарии, дважды побывав в Советском Союзе.

Тоска по Родине  все же привела в конце жизни Марию Вегу в Советский Союз
Тоска по Родине все же привела в конце жизни Марию Вегу в Советский Союз

С шестидесятых годов Мария Николаевна начинает все чаще присматриваться к возможному возвращению на Родину, пытается подготовить для этого поэтическую базу, пробуя сочинять стихи о коммунизме и его вождях, но у нее это плохо получается, точнее не получается совсем. Да еще и эмигрантское сообщество удивленно посматривает в ее сторону – что это с нашей Вегой случилось? А не найдя ответа, соотечественники Веги идут в русские кафе европейских и американских городов, где с эстрады непременно звучит блестящий романс-исповедь «Черная моль»:

Не смотрите вы так сквозь прищуренный глаз,
Джентльмены, бароны и леди.
Я за двадцать минут опьянеть не смогла
От бокала холодного бренди…

Этот романс, пожалуй, самое яркое и незабываемое творение Марии Веги!

Я - черная моль, я - летучая мышь....
Я - черная моль, я - летучая мышь....

Больше полувека прошло со времени его создания, а яркий образ «Институтки» все так же популярен и востребован в ресторанах и кафе, в фильмах и на эстраде!

В 1975 году не стало Михаила Ланга. Похоронив его, Мария Николаевна окончательно переезжает в СССР и несколько лет живет и работает в Доме ветеранов сцены, где ей предоставили небольшую комнату и печатную машинку.

Мария Вега в семидесятых годах прошлого столетия
Мария Вега в семидесятых годах прошлого столетия

В январе 1980-го звезда Марии Веги упала с небосклона жизни. Немного не успела Мария Николаевна, чтобы увидеть вышедшую через два года после этого свою книгу «Ночной корабль». Хотя почему не успела? Под ярким светом небесной звезды Веги открываются и новые произведения из архива Марии Волынцевой-Ланг, появляются новые издания за ее авторством, а значит, жизнь продолжается…

А вы, любезные читатели, что думаете по временным границам Серебряного века русской поэзии? Когда он все-таки завершился? А может быть, он все еще продолжается?

Пишите в комментариях, ставьте лайки, если что-то понравилось и запомнилось!