Впервые я услышала это словосочетание больше года назад от человека, мнению которого доверяю. Оценка была однозначной: шедевр. После этого совершенно разные источники давали первому роману татарской писательницы Гузель Яхиной ту же оценку, и я с ней полностью согласна. Сейчас, когда вышел сериал по книге, самое время освежить впечатления.
Когда я наконец добралась до , то романа, то утонула в этих строчках. За плечами вставали призраки Пастернака, Распутина, Айтматова, Булгакова, заглядывали в книгу и удовлетворенно качали головами. Реальный мир отступал, становился призрачным, а мир книги - то душный и темный, как теплушка, то ледяной и прозрачный, как воды Ангары, - окружал со всей сторон.
Роман рассказывает историю татарки Зулейхи, которая уже 15 лет из своих 30 замужем за Муртазой Валиевым. Женщина считает его хорошим мужем, хотя слова доброго от него практически никогда не слышит. Зулейха в начале романа невежественна, покорна судьбе, верит в духов и заветы предков, живёт в страхе и покорности перед мужем и Аллахом. Однако всё меняется, когда в разгар раскулачивания в их посёлке появляется отряд красноармейцев во главе с Иваном Игнатовым.
Второй главный персонаж романа - типичный человек идеи. Он даже слово "любить" не применяет по отношению к женщине, потому что "любить можно великие вещи: революцию, партию, свою страну". Он жёсткий, но справедливый, совестливый и страстный. За вверенных ему людей, хоть они и являются кулаками, Игнатов стоит горой, потому что не может иначе, и это вызывает в его душе настоящий раздрай. "Мне бы попроще работу, попонятней: если уж врагов, так рубить, не жалеть; если уж друзей - то беречь. А так, чтобы врагов - и беречь, и кормить, и жалеть, и лечить, - нет, увольте...".
В произведения много ярких, запоминающихся эпизодов. Вот Зулейха на цыпочках пробирается на чердак за пастилой, которой надеется задобрить духа кладбища. Вот в одной рубашке с ночным горшком стоит и кидает на ветер свои последние угрозы свекровь Зулейхи Упыриха, предсказавшая женщине смерть и впервые ошибшаяся. Вот караван раскулаченных останавливается и ждёт, пока "полуторамесячный жеребёнок напьётся материнского молока". Вот Муртаза в ярости убивает корову, чтобы не досталась красноармейцам, вот капает мышьяк на сахар, чтобы в случае чего дать лошади. Этот кусочек Зулейха будет носить с собой на протяжении многих месяцев, успокаивая себя тем, что если станет совсем невыносимо, то "смерть" всегда рядом, у неё в кармане. Однако она так и не воспользуется им. Сахар растает в водах Ангары, символизируя то, что к старой жизни нет возврата . В фильме почему-то пренебрегли этой деталью, там Зулейха вырвала кусочек из рук Горелова, когда тот хотел его съесть, и растоптала.
Главная героиня совершенно неожиданно находит счастье, о котором так долго даже мечтать не смела, и забывает и о Муртазе, и об Упырихе, и даже о могилах дочерей. Ей кажется, что Аллах забыл про них, горстку нищих на краю света, но впереди её ещё ждёт множество испытаний.
Роман не просто оставляет послевкусие, он вынуждает остановиться и осмыслить всё, о чём прочитал, и проститься с героями, к которым прикипел душой. Эта книга не просто берёт за душу, она выворачивает её наизнанку. Эта книга о любви, которая сильнее смерти, о жизни, которая берет своё, несмотря ни на что. Она заставляет сердце останавливаться от страха, замирать от нежности, бешено стучать от ненависти, заливает его стыдом за прошлое своей страны. Она заставляет плакать. Последний раз подобные эмоции от прочтения книги я испытывала, когда закончила читать «Доктора Живаго» Пастернака, но там концовка такая, что хочется если не повеситься, то хотя бы напиться. «Зулейха» же при всей своей трагичности - произведение светлое. В конце концов оно вселяет надежду и успокаивает растревоженное до предела сердце.
Острота и реалистичность «Доктора Живаго» и свет «Дней Турбиных» - вот что такое «Зулейха открывает глаза». Одно из самых пронзительных произведений, которое я когда-либо читала, блестяще продолжающее лучших традиций русской литературы ХХ века.