Герой Советского Союза гвардии генерал-лейтенант авиации В. Рязанов // «Красная звезда» № 120 (6108) от 24.05.1945 г. [2]
В современных наступательных операциях принимают участие большие массы войск, оснащенные боевой техникой. На поле боя осуществляется самое теснее взаимодействие между всеми родами войск. В процессе Отечественной войны это взаимодействие непрерывно совершенствовалось, находились новые пути и методы наиболее эффективного использования танков, авиации, артиллерии. В своё время штурмовая авиация, усилия которой направлялись на поражение танков и артиллерии противника как, на поле боя, так и на подходах к нему, использовалась мелкими группами. Постепенно от этого метода перешли к массированным ударам штурмовой авиации. Теперь на основе боевого опыта можно утверждать, что основным принципом оперативно-тактического использования штурмовиков при прорыве глубоко эшелонированной обороны противника является их решительное массирование на направлении главного удара. Опыт диктует необходимость подобных массированных действий штурмовой авиации как при ударах по отдельным узлам сопротивления противника, его транспортным средствам, железнодорожным узлам и станциям, так и в целях срыва вражеских контратак.
Достоинством массированных ударов штурмовой авиации является максимальная концентрация огня по ограниченному количеству объектов. Этим достигается не только материальное поражение, но и сильное моральное потрясение войск противника. Покажем это на примере. Один из населенных пунктов, по северной окраине которого проходила линия фронта, до начала наступления наших наземных войск представлял собой сильный укрепленный узел сопротивления. Для ликвидации этого очага сопротивления было направлено 60 самолетов «Ильюшин-2». Их атакам в основном подверглась артиллерия противника на огневых позициях. В результате массированного удара штурмовиков огневые средства противника были подавлены. Наши части перешли в наступление и овладели опорным пунктом врага.
В другом случае при форсировании широкой реки и расширении плацдарма на ее берегу массированные действия штурмовиков приобрели еще большее значение. Одно из наших общевойсковых соединений форсировало реку и, преодолевая ожесточенное сопротивление крупных сил противника, вело бой по расширению занятого плацдарма. Немцы крупной группировкой танков, артиллерии и пехоты, непрерывными контратаками стремились сбросить наши войска с этого плацдарма. В помощь своим танкам враг поднял в воздух большое количество бомбардировочной и истребительной авиации. К исходу дня противнику удалось несколько потеснить наши войска. Только две наши части сумели закрепиться на плацдарме глубиной в полтора-два километра. Положение создалось тяжелое. Тогда на помощь наземным войскам срочно были вызваны штурмовики. В течение трех суток они массированными ударами уничтожали танки противника, его живую силу и артиллерию. Эти удары штурмовиков подготовили новую атаку наших наземных войск. Накануне ее был разработан подробный план использования штурмовой авиации. В основном он сводился к двум вариантам. Первый вариант предусматривал, что если за ночь нашей пехоте не удастся овладеть высотами, на которых закрепились немцы, то главной задачей штурмовиков будет — сбить врага с этих высот. В этом случае штурмовики должны были идти кильватерной колонной звеньев, накрывая бомбами гряду высот на всем ее протяжении. Второй вариант строился на том, что наша пехота в течение ночи овладеет высотами. Тогда в задачу штурмовиков ставилось: двумя большими группами в течение 35–40 минут подавить два мощных узла сопротивления противника, находящихся за высотами.
За ночь наша пехота овладела высотами. «Ильюшины-2» действовали по второму варианту. Массированным ударом с воздуха узлы сопротивления противника были буквально подняты на воздух. Вслед за этим наша пехота и танки быстро пошли вперед. Расширив плацдарм до восьми километров ,в глубину, командир общевойскового соединения получил возможность переправить на правый берег большое количество артиллерии и начать широкое наступление.
Сосредоточенные и массированные действия штурмовиков играют большую роль не только в период прорыва укрепленной полосы противника, но и при преследовании его отходящих сил. В одной из операций стало известно, что немцы, опираясь на заранее подготовленный рубеж и отводя к нему свои войска, пытаются остановить наше наступление. Ясно было, что враг собирает солидный кулак для парирования наших ударов. В район сосредоточения войск противника было выслано более 100 штурмовиков, прикрываемых сильным отрядом истребителей. Боевой порядок состоял из кильватерной колонны групп по 18 самолетов «Ильюшин-2». В свою очередь эти группы шли в боевом порядке «кильватер из шестерок»,
В заданном районе первая группа штурмовиков обнаружила вражескую артиллерию, занимавшую огневые позиции, скопление танков в пехоты. Ведущий указал цель сбрасыванием дымовых бомб. Затем каждая группа выбирала более важный объект и наносила удар. Атака производилась с высоты 500–200 метров. В результате этого удара было уничтожено и повреждено свыше 60 танков и автомашин, убито и ранено множество вражеских солдат и офицеров, была подавлена вся система огня противника на участке в несколько километров.
Последние боевые действия наших войск на территории Германии были характерны тем, что каждый населенный пункт благодаря обилию каменных и железобетонных построек немцами превращался в мощный узел сопротивления. Враг имел возможность укрывать свою живую силу в подвалах домов и там же располагать свои огневые средства. Массированные действия штурмовой авиации в этих условиях были особенно необходимы. Характерным примером массированных действий штурмовиков являются бои за овладение немецким городом Штрелен. Для подавления и уничтожения узлов сопротивления противника в районе этого города было выслано около 50 самолетов «Ильюшин-2». Они шли тремя эшелонами. Полет к цели производился на высоте 800–900 метров в боевом порядке клин. Первый заход на цель штурмовики произвели в правом пеленге звеньев, ведя интенсивный пулеметно-пушечный огонь. Этим было достигнуто надежное подавление зенитных средств противника.
Вслед за тем группы штурмовиков, не встречая сопротивления противника, перестроились в круг и продолжали атаки. Было сделано по девять заходов. Прицеливание каждым экипажем производилось индивидуально. Бомбометание велось с планирования под углом 20–25 градусов. Ввиду того, что цель находилась в непосредственной близости от передовых подразделений наших войск, первые заходы производились «вхолостую». В результате массированного удара штурмовиков наша пехота овладела важными узлами сопротивления на окраинах Штрелена.
Массированное применение штурмовой авиации дает возможность более эффективно и решительно вести борьбу с зенитными средствами и истребителями противника. В условиях, когда заранее известно точное расположение вражеских зенитных средств, штурмовикам предоставляется возможность заранее выделять часть сил для их подавления и уничтожения. Это создает более благоприятные условия для удара основными силами, которым не нужно отвлекаться на выполнение противозенитного маневра. Если же расположение зенитных средств противника заранее не установлено, то при массированных действиях штурмовиков часть сил следует выделять для их подавления.
Действия штурмовиков крупными группами не только повышают их возможности в борьбе с зенитными средствами и истребителями противника, но и позволяют сократить количество своих истребителей, выделяемых для прикрытия. Опыт показывает, что в ряде случаев основным методом действий этих истребителей является патрулирование в районе пели. Однако заметим, что это не исключает выделения некоторого количества истребителей для непосредственного сопровождения штурмовиков при их следовании к цели и на обратном маршруте.
Надо сказать, что массированные действия штурмовиков выливаются не только в форму одновременного удара большим количеством самолетов по той или иной цели. Весьма важно их непрерывное воздействие на противника. Длительное воздействие с воздуха большой массы самолётов на узком участке заставляет врага прижиматься к земле и резко ограничивает противодействие всех его огневых средств. Однако из этого не следует, что такие удары применимы во всяких случаях боевой действительности. Прежде всего они возможны там, где необходимо подавление мощных опорных пунктов и узлов сопротивления противника. Промежутки между ударами крупных эшелонов штурмовиков должны быть заполнены действиями более мелких групп.
При строгом выдерживании каждой группой своего места и времени удара весь эшелон штурмовиков обладает мощной системой огня и способен успешно отразить контратаки истребителей противника. Общее командование всем эшелоном необходимо возлагать на командира соединения или одного из лучших командиров частей. Отдельные группы должны быть укомплектованы летным составом одной части. Каждый штурмовой налет должен быть организован с учетом конкретной обстановки. Повторение одних и тех же приемов, в том числе и удачных, при массированном использовании штурмовиков приводит к шаблону, что недопустимо, так как противник может организовать активное противодействие.