Говоря о собственной концепции,
Ломоносова чаще всего вспоминали в связи с
тем, что он связал варягов со славянами, охарактеризовав последних как «славный», имевший «дальнюю древность» народ. Гораздо
реже отмечалось, что М. В. Ломоносов связал
первоначальную русь и роксолан.20 Мотивы,
заставившие Ломоносова возражать Миллеру,
обсуждались уже не раз, и здесь трудно добавить что-либо новое. Иное дело вопрос о том,
почему именно в роксоланах видел М. В. Ломоносов предков руси. Специального исследования данного вопроса не проводилось:
ученые ограничивались в лучшем случае констатацией того, что источником для Ломоносова послужил «Синопсис», где роксоланы
соотносились со славянами.21
Особую популярность роксоланская концепция происхождения русских получила в Польше, где она отлично сочеталась с выдвинутым
еще Я. Длугошем предположением о том, что
предками славян являются сарматы (роксоланы же, согласно античным географам, — сарматский народ). Профессор Краковского университета М. Меховский в своем «Трактате о
двух Сарматиях» (1517 г.), касаясь географии
земель, лежавших к востоку от Польши, писал,
что «первой… перед нами лежит Руссия, некогда называвшаяся Роксоланией».26 М. Стрыйковский (чье сочинение являлось источником
для «Синопсиса») поддерживал отождествление Волатераном роксолан и русских.27
В первой половине XVIII в. роксоланская
версия оставалась достаточно популярной в
ученом мире Европы. Она встречалась и в географических сочинениях, таких, например,
как «Представление о древних странах, или
Полная география» (1701–1706 гг.) Христофора
Цел лария,28 где указывалось, что «слово роксоланы составлено из слов россы и аланы».29
В 1729 г. и в 1731 г. в диссертациях, изданных в
Дрездене и Лейпциге, немецкий историк и филолог И.-Х. Шеттген пытался доказать, что русские происходят от роксолан.30 Роксоланская
версия содержалась в обобщающих и справочных изданиях, таких как достаточно популярная в Европе «Всеобщая история с древнейших
времен до настоящего времени», издаваемая
Лондонским королевским обществом с 1736 г.
(в России была известна М. В. Ломоносову в
немецком переводе). Там среди народов, покоренных Митридатом, указывались «роксоланы,
от которых ныне выводят русских или московитов».31 Значимость роксоланской версии подтверждается и тем, что в первых своих статьях
ее разделял Г. З. Байер.32
Обнаружив в «Равеннском
географе» (компилятивное географическое
сочинение VIII в.) имя роксолан на побережье
Балтики, Миллер согласился, что роксоланы
действительно могли быть оттуда призваны
новгородцами (подобное мнение высказывал
ранее М. В. Ломоносов).33 При этом роксолан
Миллер считал германцами.
Думается, можно с полным основанием утверждать, что концепция, которой придерживался М. В. Ломоносов, была весьма популярной в ученом сообществе Европы его времени.
По-видимому, впервые роксолан и русских
стали отождествлять в среде итальянских гуманистов в середине XV в. Наиболее раннее из
обнаруженных отождествлений было сделано Э. С. Пикколомини, который в 1458 г. был
избран папой римским под именем Пия II.
Он указывал, правда с некоторым сомнением, что «русские (которых Страбон, кажется,
именует россанами) сопредельны с Литвой».22
Следующее упоминание роксолан как русских
также происходит из Италии и принадлежит
гуманисту Рафаэлю Маффеи, известному под
прозвищем Волатеран. Он в 1506 г. писал, что
предками русских являются те самые роксоланы, которые, согласно Страбону, «сражались с
полководцами Митридата Евпатора».23
Вероятно, это мнение итальянских авторов распространилось в первой трети XVI в.
по всей Европе. Так, например, роксолан как
русских рассматривал И. Фабри в своем сочинении «Религия московитов» (1525 г.). «Народы, — писал он, — теперь называемые нами
общим именем московиты, некогда, по свидетельству Плиния, именовались роксоланами, коих, однако, Птолемей, изменив немного
букву, на восьмой карте Европы называет росоланами, а равно и Страбон… И они суть те
самые народы, которые некогда, по сообщению Страбона, стойко сражались с полководцами Митридата Антипатора».24
Особую популярность роксоланская концепция происхождения русских получила в Польше, где она отлично сочеталась с выдвинутым
еще Я. Длугошем предположением о том, что
предками славян являются сарматы (роксоланы же, согласно античным географам, — сарматский народ). Профессор Краковского университета М. Меховский в своем «Трактате о
двух Сарматиях» (1517 г.), касаясь географии
земель, лежавших к востоку от Польши, писал,
что «первой… перед нами лежит Руссия, некогда называвшаяся Роксоланией».26 М. Стрыйковский (чье сочинение являлось источником
для «Синопсиса») поддерживал отождествление Волатераном роксолан и русских.27
В первой половине XVIII в. роксоланская
версия оставалась достаточно популярной в
ученом мире Европы. Она встречалась и в географических сочинениях, таких, например,
как «Представление о древних странах, или
Полная география» (1701–1706 гг.) Христофора
Цел лария,28 где указывалось, что «слово роксоланы составлено из слов россы и аланы».29
В 1729 г. и в 1731 г. в диссертациях, изданных в
Дрездене и Лейпциге, немецкий историк и филолог И.-Х. Шеттген пытался доказать, что русские происходят от роксолан.30 Роксоланская
версия содержалась в обобщающих и справочных изданиях, таких как достаточно популярная в Европе «Всеобщая история с древнейших
времен до настоящего времени», издаваемая
Лондонским королевским обществом с 1736 г.
(в России была известна М. В. Ломоносову в
немецком переводе). Там среди народов, покоренных Митридатом, указывались «роксоланы,
от которых ныне выводят русских или московитов».31 Значимость роксоланской версии подтверждается и тем, что в первых своих статьях
ее разделял Г. З. Байер.32
Понятия
«tyrannus» и «rex»,48 использованные Саксоном, он перевел как «царь». Вот почему в этой
части упомянуты «российский царь» Троннон,
«царь российской» Герравд, три «российских
царя» Олимар, Енев, Даг, «российский царь»
Бой, воевавший «в отмщение брата своего
Балдера, славного у датчан героя». Все эти
правители, согласно Миллеру, должны были
«царствовать» в I–V вв. Таким образом, Миллер делал вывод о том, что в древние времена
скандинавы «победоносным оружием покорили себе Россию, или, лучше сказать, Австрию,
Острогардию, Гардарикию, Голмгардию, Хунигардию, Гунниландию, которыми именами
тогда наши земли от соседственных народов
назывались, не зная еще тогда о российском
имени».49