А все помнят, как еще лет пять назад при просмотре новостей по телевизору, выражение "дорожная карта" резало уши? Теперь, когда проектная деятельность более-менее освоена и институтами и разного размера компаниями, дорожная карта стала привычным лексическим экземпляром инструмента современного сотрудника.
Как и привычные дорожные карты, это понятие учитывает, укрупненные до больших вех, объемы работ проекта, что бы под этим словом не подразумевали. К примеру, в своде знаний по управлению проектами такую карту можно получить на выходе подпроцесса Определение операций процесса Управления расписанием проекта. Список контрольных событий, как важные моменты или события проекта, собранные в единый график, показывают в том числе и обязательные события, которые содержаться в требованиях по договору или заданию.
Дорожная карта измеряет прогресс проекта или задачи через достижение желаемых результатов заинтересованными сторонами.
Из чего состоит Дорожная карта продукта
Видение и стратегия
Дорожная карта продукта помогает ясно изложить видение и стратегию инициативы. Видение проясняет, что входит в решение и цель, которая должна быть достигнута.
Определение желаемых результатов
Дорожная карта продукта четко формулирует желаемые результаты организации и заинтересованных сторон. Определение желаемых результатов помогает команде продукта обеспечить ценность в формируемом рабочем решении.
Продуктовая команда
Команда управления продуктом во главе с владельцем продукта, это команда, сосредоточенная на поддержании этой самой дорожной карты продукта. Команда готовит карту таким образом, чтобы она отражала самые актуальные приоритеты и цели, была доступна для тех, кто в ней нуждается и по мере необходимости адаптирует представление на основе аудитории, которая будет пользоваться картой. Вероятно, стоит при этом учитывать и контекст. Так к примеру, формат дорожной карты для мобильных сотрудников удаленной команды может принимать вид... простого списка в заметках, расшаренного из сервисов гугл. Чем проще, тем лучше вспоминаем принцип KISS.
Темы и Высокоуровневые требования
Дорожная карта состоит из так называемых тем, которые представляют собой набор требований, функций или историй. Можно называть это пакетами работ, хотя то же PMBOK совершенно иначе трактует это понятие.
Дорожная карта продукта состоит из высокоуровневых требований или функций, которые, как ожидается, принесут пользу для достижения видения и целей решения. Эти элементы высокого уровня представляют собой группу требований или историй.
Практика использования
Сильные стороны
Видна и доступна для всех заинтересованных сторон. Важно, чтобы концептуальный вид продукта и направление его развития были понятны заинтересованным лицам. Ясность в целях и видении - фундамент для ясности в деталях, особенно когда не удается контролировать абсолютно все.
Ориентирует заинтересованные стороны на общую направленность деятельности. Ясность ведет к согласованности действий, что безусловно создает благоприятную среду для новой движущей силы - синергии.
Представляет собой единый взгляд на направление решения. Это важно с той точки зрения, что ответсвенность за принятие решений равномерно распределяется между участниками команды, а сами решения принимаются согласованно и быстро, так сказать по пути.
Может быть использована для облегчения обсуждения вариантов и приоритетов. Судите сами, сколько раз за беседу подчас удается уйти от предмета разговора. Потраченное время - это расходы и, как следствие, снижение эффективности процесса подготовки и управления развитием продукта.
Получение разнообразной ответной реакции. В зависимости от аудитории, которая пользуется картой, вы будете получать разный отклик от заинтересованной стороны. Любая не одинаковая информация бужет полезным фактором для контроля развития продукта. Будь это руководители организации, команда разработчиков решений или внешние клиенты, - все они могут иметь различные взгляды на дорожную карту.
Ограничения
Не эффективна, если организационная среда приводит к часто меняющемуся видению и желаемым результатам. Этого можно избежать, если использовать карту не как статичный рисунок в документах по продукту или проекту, а в качестве диаграммы в консоли пространства продукта в любой удобном репозитории знаний компании, например Atlassian Confluence.
Может быть ошибочно использована в качестве контрольной точки или ориентированной на дату дорожной карты. Такое часто происходит когда чрезмерно детализированная или представленная в нескольких различных представлениях дорожная карта в какой-то момент времени перестает точно отвечать на потребности и ведения всех заинтересованных сторон. Поэтому нужно стараться делать карту редко изменяемой, но заботиться протоколировать и оповещать об изменениях всех заинтересованных сторон продукта. Быть может процесс планирования коммуникаций свода знаний по управления проектами поможет в этой части.
Пожалуй на этом все. Как всегда буду рад репосту этой статьи, особенно когда подпишитесь или прокомментируете. Примеры хороших на ваш взгляд инструментов или способов использования методики Дорожных карт продуктов можете написать в комментариях. Кстати об инструментах, какие используете вы?