Найти в Дзене
Владимир Козлов

5 критериев для оценки современной поэзии

Современную поэзию не так просто воспринимать неподготовленному читателю. Если вы обнаружили в стихотворении все предложенные ниже характеристики, скорее всего перед вами шедевр.

1. Целостность образа. Очень непростая характеристика художественного целого, но можно сказать просто: образ либо возникает, либо нет. Если нет, текст разваливается на составляющие, приемы, фразы – о них можно говорить по-отдельности, но они вместе образуют нечто неясное. И наоборот, когда целое понятно, детали, из которых оно состоит, порой не так важны. Однако «образ» - категория недостаточная. Об образе чего мы говорим? Человека? Слова? Кажется, что подставить можно что угодно. Но мой вариант ответа: в удавшемся поэтическом высказывании воплощен образ человеческого существования в мире.

2. Оригинальная интонация. Интонацию чувствуешь почти сразу – и не важно, сложно или просто изъясняется поэт. Интонация – признак наличия у поэта собственного языка, а значит в значительной мере – признак языковой зрелости. Впрочем, отделить язык от личности в данном случае сложно. Интонация может быть нарочито бесцветной и все же ощущаться очень ясно. Когда ее нет, текст кажется лоскутным одеялом, пошитым из чужих слов и стилей. Как будто автор не может сам понять, на каком языке он говорит.

3. Поэтическая форма, которая цепляет. Хорошие стихи часто предполагают напряженную работу с формой. Попытайтесь понять, в чем состоит основной прием. Это может быть слом традиционного ритма, попытка работать с разговорной речью или напротив – с архаикой. Это может быть особенная строфа или графика текста, рифмовка или ее подчеркнутое отсутствие там, где ее ждешь. Вариантов очень много, и если ни один не использован, скорее всего, перед вами вторичные стихи.

4. Сложный пафос. В отличие от всех других видов текста, которые пытаются вам навязать простые идеи, поэзия пытается донести сложность мира. Поэтому чаще всего хорошие стихи производят неоднозначное впечатления, не дают единственно правильного взгляда на вещи. Да и сторон у предмета может оказываться не две, а гораздо больше. В злой иронии может скрываться легкая грусть, в которой может скрываться тяжелое чувство – и это не предел. Именно за это мы поэзию и любим.

4. Рефлексирующее слово. Поэзия всегда изобретает себя заново. Она заново изобретает собственную возможность. Это было уже у классиков – Пушкина, Боратынского, но в двадцатом веке стало нормой. Стихи Мандельштама, Пастернака, Ахматовой, Бродского и многих других – это еще и ответ на вопросы о том, как поэзия возможна в мире и каково место поэзии в иерархии человеческих ценностей.

А какие критерии хорошего стихотворения важны для вас?