Все мы едим твёрдую пищу с ножом и вилкой. Все мы с завистью смотрим на золото. Наши правительства уважают частную собственность и стремятся к демократии - как минимум, на бумаге. Встретив иностранца, мы, скорее всего, попробуем заговорить с ним на английском или французском, вне зависимости от того, откуда мы и он.
Всё это ценности и достояния Западной цивилизации. Как бы мы не относились к современному Западу, мы не можем отрицать, что когда-то он победил.
Почему это произошло?
Любитель истории скажет, что всё дело в технологическом превосходстве.
Но откуда оно взялось?
Опытный историк ответит. Научная революция, плодом которой стал технологический прогресс, случилась именно в Европе.
Любитель заметит и задастся вопросом: почему там? До середины второго тысячелетия Европа - периферия цивилизации, ничем не богатая и не шибко плодородная. Никакие богатства европейцев не шли в сравнение с культурами и знаниями Азии. Почему именно там случилась научная революция? И что это вообще такое?
Попробуем окунуться в историю и найти ответ на первый вопрос. А чтобы ответить на второй, разберёмся, как мыслили люди до этой непонятной революции.
Средневековый тип мышления можно описать словами «раньше было лучше». Золотой век помещается в прошлое. Чтобы узнать что-то об устройстве мира, нужно открыть древнюю книгу - чем древнее, тем глубже знание. А чтобы получить что-то в своё распоряжение, надо это украсть, будь то у природы или у другого человека или государства. Средневековый тип мышления предполагал, что человечеству уже давно всё известно и все богатства оно уже давно получило.
Разбираясь в причинах возвышения Европы, начнём с тех, которые средневековый тип мышления не исключают.
1. Эпоха Возрождения.
В первой половине второго тысячелетия приходит в упадок Византийская Империя. На этом наживаются и богатеют итальянские города. А где есть экономический рост, там просыпается культура.
Искусство, вдохновлённое античностью («золотым веком»), проникает в Европу. Начинается Эпоха Возрождения.
Нельзя приписывать ей подъём Запада. Научная революция по-настоящему начнётся только с окончанием Возрождения, но именно оно подготовило почву.
Вместе с искусством из прошлого пришли знания. Например, концепция круглой Земли.
2. Открытие Америки.
Один португалец решил воспользоваться этой античной идеей, когда древний, как мир, Шёлковый Путь для христиан-европейцев оказался закрыт из-за Османов. Он добился финансирования у молодой Испании и отплыл на запад.
Научная революция - это смена типа мышления. В середине второго тысячелетия европейцы начали сомневаться в том, что мир ограничен, что людям всё известно, что у них есть всё, что есть. Они начали задавать вопросы, искать смысл в привычном и создавать что-то новое. Люди стали меньше оглядываться на прошлое, начали верить и вкладываться в будущее.
Вопрос, с которого началась научная революция, -
«А что, если мы чего-то не знаем?»
Нет, Колумб не задавался им. Он был средневековым человеком. Он до конца жизни верил, что приплыл не в новую и неизведанную Америку, а в древнюю и известную Индию. И путь в неё через запад считал не новым, а старым, просто забытым.
Но в Европе открытие нового континента вызвало размышления. Америка стала символом того, что человечеству известно ещё не всё.
И вопросы начали возникать к тому, что в средневековье считалось непоколебимой истиной. К древним книгам.
3. Реформация и просвещение.
Монополией на древние знания в средневековой Европе обладала церковь.
Первые университеты были религиозными. В них преподавали в основном теологию и юриспруденцию, реже - знания из древних текстов, вроде Логики Аристотеля.
Когда люди начали сомневаться в древних знаниях, свою власть начала терять и церковь. Университеты стали светскими, новая наука опровергла многие догмы священного писания.
В Центральной и Северной Европе сформировалась новая церковь. Она предполагала превосходство светской власти и то, что любой труд богоугоден.
Любой, включая труд ремесленника и торговца. Даже ростовщичество, считавшееся в католичестве греховным, было признано честным.
Такое отношение укрепило положение буржуазии (малого бизнеса, если угодно) и породило капитализм.
Капитализм, в сочетании с разнообразным рынком, светской властью, уже случившимися научными открытиями и новым типом мышления, породил в Европе прогресс, приведший Запад к мировому господству.
Для полноты картины следовало бы вспомнить, какие процессы происходили в это время в Азии и почему Восток не перенял у Запада научную революцию. Но об этом как-нибудь в другой раз.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить!
Над статьёй работал:
nemo - Inst