Найти тему
Эдуард Очковский

Человек и Творец

УПРАВЛЕНИЕ ЛИЧНОЕ И ОБЩЕЕ

М. Матушевский: Есть ли у Творца какое-то личное отношение ко мне? Или просто действует определенный закон?

М. Лайтман: Закон. Никакого особого отношения к вам нет. В этом отношении все религии немножко заблуждаются, убеждая маленького человечка в том, что его судьба изменится, если он будет плакать, молиться, кому-то давать деньги. Все это обеспечивает людям не более чем некую психологическую уверенность, обусловленную тем, что они с чем-то связаны, чему-то причастны, но на самой судьбе никак не отражается.

Мы наблюдаем это на протяжении всей истории человечества. Люди пользуются такой, всего лишь психологической, уловкой, чтобы облегчить свои страдания. Я не восстаю против религии, а лишь отмечаю, что она не дает кардинального решения этого вопроса и существует, пока человечество не прозрело и не увидело, как можно реально изменить свое состояние к лучшему. Кризису, в котором сейчас находится человек и мир, религии не помогут.

М. Матушевский: Творец относится лично ко мне или только ко всему человечеству вообщем?

М. Лайтман: Со стороны Творца эти две системы управления, постоянны и связаны между собой. Есть личное управление, есть общее управление – и одно определяет другое.

Любой человек, живущий в мире, может вызвать своими действиями полную перестройку всего мирового организма, поскольку является его интегральной частью. Если кто-то из нас совершает хотя бы один поступок, отрицательный или положительный, вся система «сдвигается» в отрицательную или положительную сторону, и, соответственно, воздействие извне, корректирующее продвижение к Цели и этого человека, и всей системы, меняется в ту же сторону.

В той мере, в которой вы способствовали продвижению общей системы душ в более позитивное состояние, сдвигу ее в положительную сторону, ближе к Цели, в той мере вы и получите положительную реакцию, равную вашему воздействию на всю интегральную систему. Иными словами, вы оцениваетесь не по собственному качеству, а по оказанному вами воздействию на всю систему – будь то положительному или отрицательному.

Поэтому на вопрос: «Вроде бы я ничего не делаю, почему же на меня вдруг сваливаются проблемы?» – можно ответить: «Потому что ты ничего не делаешь. Этим ты вызываешь ничегонеделание во всей системе».

Кто-то считает себя маленьким человечком, сидит, как мексиканец, надвинув на глаза широкополую шляпу, под баобабом и ничего не делает, думая, что это касается только его. Так может поступать животное – и с ним ничего не происходит. Но человек связан с остальными душами в общей системе, и поэтому ничегонеделание одного – все равно, что причинение вреда. Он не пускает других к Цели, не подталкивает их к ней, не выполняет своего предназначения относительно системы всех душ.

Человек порой не понимает, за что ему даются страдания: «Почему это произошло со мной? Разве я поступал плохо, крал, убивал»? То, что он не совершал негативных поступков, не имеет значения. Отрицательным может быть бездействие относительно всей системы. То же самое можно сказать о положительном влиянии. Таким образом, каждый из нас оценивается не по своему личному продвижению – положительному или отрицательному, а исключительно по воздействию на общую систему душ.

И поэтому, не видя, не понимая всей этой системы душ, человек в принципе не понимает, что с ним происходит. Не понимает даже, каким образом ему лучше действовать, ведь перед нами иногда открывается несколько возможностей, вариантов действий, и трудно выбрать наилучший. Если бы мы видели систему в целом, векторы своего воздействия на нее, оптимальные для себя решения, то, конечно, сумели бы научиться выбирать правильный путь из всего многообразия своих возможностей.

Наука Каббала призвана раскрыть человеку всю интегральную систему человечества и его место в этой системе, его влияние на нее. И тогда человек, от одного только ощущения своей причастности к ней, начиная осознавать ценность своей личности и ответственность, лежащую на нем, не нуждается ни в каких понуканиях и уже не получает от Творца болезненных ударов, корректирующих его действия.

Личное постижение человека корректирует та часть Творца, которая находится в нем, а та часть Творца, которую он желает достичь на следующем этапе, ведет его вперед. На этом этапе человек уже идет вперед сам. Он испытывает огромное наслаждение от созидания, потому что становится созидателем, уподобляясь Творцу, а такое состояние приносит наивысшее наслаждение. Он полностью выполняет действие, которое выполняет Творец.

ОН МЕНЯ ЛЮБИТ?

М. Матушевский: Выходит, что Творец нас любит и желает даровать нам наслаждение. А сначала вы сказали, что у Него ко мне нет никакого отношения…

М. Лайтман: Я хотел сказать, что закон не меняется. Закон свидетельствует о существовании некой воздействующей на меня силы. Она может ощущаться мною как холод, тепло, давление, разрежение – всевозможные физические энергии, либо как какие-то силы, имеющие отношение к морали, этике, духовности. Проявления этой силы многообразны. Это – любое оказанное на меня воздействие, которое вызывает во мне реакцию.

Итак, все мои реакции, состояния вызваны Творцом. Мне надо только определить, кто Он, что Он и почему Он это делает. Именно Он и является силой, воздействующей на нас. Именно Он и является законом.

Вы спрашиваете: «Любит ли он нас? Как это определить?»

Я ощущаю Его воздействие как любовь, но любовь и есть сила. Как еще можно ее определить? Что значит «один человек любит другого»? Это значит, что он хочет что-то передать любимому – это чувство, это направление, движение энергии от одного к другому. Эти силы, пусть не физические, несомненно, оказывают на нас воздействие… Эти силы можно измерять, описывать, воспроизводить, сопоставлять, производить с ними всевозможные опыты – на себе, естественно. Потому что все они измеряются только относительно человека. Мы можем охарактеризовать Каббалу как высшую психологию.

Я задаю себе вопрос: «Что Творец желает мне сказать, сколько наслаждения Он желает мне дать, а также сколько наслаждения и как я испытываю»? В нашем мире, на нашем уровне мы не можем все это измерить. Каббала же позволяет человеку вычислить отношение к нему Творца, вектор этого отношения, вызывающего определенные чувства, то есть определенные величины возбуждения. Можно измерить их качество, количество.

И здесь мы вступаем в область науки, называемой наукой получения – Каббалой.

ЦЕЛЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ ТВОРЦА НА МЕНЯ

М. Матушевский: Являются ли эти отношения с Творцом однонаправленными? Он на меня воздействует, а я ничего не могу сделать?

М. Лайтман: Нет, наоборот. Цель воздействия Творца на меня – привлечь мое внимание к Себе.

М. Матушевский: Значит, Он чего-то от меня хочет?

М. Лайтман: Он хочет вашего внимания.

М. Матушевский: Значит, я могу этими отношениями управлять?

М. Лайтман: Конечно. Более того: только вы и можете это сделать.

М. Матушевский: Я могу кокетничать, капризничать: «Нет, я не хочу этого торта». А Творец станет уговаривать: «Ну, пожалуйста, возьми другой торт, еще лучше прежнего». Будет ли Он давать еще больше…?

М. Лайтман: Вы можете кокетничать перед Ним сколько угодно. Ведь все эти кривляния тоже заложены в вас Им. Главное – человек начинает постигать, где кончается природа, то есть Творец, который вызывает в нем все эти состояния, и где начинается наше свободное волеизъявление. А оно начинается выше уровня «тортика», выше уровня наслаждений и желаний – на уровне, который называется «намерение». Здесь я осознаю, что принесет мне это наслаждение, от кого оно исходит, чего я хочу достичь с его помощью?

Если я просто желаю самонаслаждения, то взаимно аннулирую наслаждение и желание. Если же я желаю при этом достичь уровня Дающего, то вступаю в совершенно другие взаимоотношения с Ним: тогда я смотрю и на свое желание, которое Он во мне вызвал, и на наслаждение, которое Он передо мной поставил, как на средство достижения связи с Ним, достижения Его уровня.

И тогда человек реализуется уже совершенно по-другому, тогда ему уже не важно, какие это наслаждения, качественные или количественные, – все они воспринимаются лишь как средство установления связи с их источником. То есть человек использует их как средство достижения Цели. А Цель его – Творец.

М. Матушевский: Например, Творец чего-то хочет от творения, творение принимает Его желание, и исполняет его. Пропадает ли тогда у Него интерес к этому творению?

М. Лайтман: Если человек удовлетворяет желание Творца, становясь равным Ему, он поднимается, благодаря правильной реализации этого желания, на уровень Творца. Но остаются другие. Пока человек все свое естество, все свои желания не привел в полное равновесие с Творцом, не поднял до Его уровня, этот процесс продолжается. А затем наступает так называемый «Гмар Тикун» – Окончательное Исправление, когда человек полностью уподобляется Творцу. На этом заканчивается наука Каббала, которую описывают нам каббалисты.

Процессы, происходящие вслед за этим, каббалисты не описывают, поскольку у нас нет слов, чтобы передать состояния человека, который достиг уровня Творца и поднимается далее рядом с Ним, вместе с Ним. Этот уровень находится выше отношения Творца к человечеству.

ЧТО ТАКОЕ УРОВЕНЬ ТВОРЦА

М. Матушевский: А нельзя ли хоть намекнуть, что такое уровень Творца?

М. Лайтман: Уровень Творца – это уровень абсолютной отдачи.

В нас изначально присутствует эгоизм. Мы с ним потихонечку развиваемся до состояния, которое назовем, допустим, «XXI век». Все уже понимают, что это значит. Где бы я ни встречался с людьми – на разных конференциях, собраниях, беседах, – все признают, что XXI век – это век крушения эгоистических идеалов, что дальнейшее развитие в этом направлении нецелесообразно и не приведет ни к чему хорошему.

Человек приближается к такому состоянию, когда начинает ощущать свое эго как зло и задумывается: «Что же делать дальше?». Он выйдет на следующий этап своего развития, когда найдет возможность подняться над этим эго, нейтрализовать его. Тогда он приобретает совершенно иную внутреннюю конструкцию, называемую «система отдачи», и начинает жить не внутри своего эгоизма, а вне его.

В человеке развиваются силы отдачи. Развив их во всей полноте (а силы отдачи приходят извне, от Творца), он возвращается к своему эгоизму, «воскрешает» его. Доводилось ли вам слышать выражение «воскрешение мертвых»? «Мертвые» – это мертвый эгоизм, «воскрешение» которого производится силами отдачи, приобретенными человеком у Творца. Они начинают образовывать единое целое с эгоизмом, поднимая его на альтруистический уровень.

Итак, по мере своего развития мы проходим несколько этапов. Сейчас мы вышли на тот этап, который позволяет нам понять, что наша природа, сама по себе, ничем не уравновешенная, является чисто потребительской, абсолютным «минусом». Некогда бытовал образ прославленного американцами общества потребления. Сейчас уже очевидна несостоятельность этой идеи, но пройти такой этап США было необходимо. Теперь его пройдут другие страны, в том числе азиатские. И в итоге человечество поймет, что подобное мировоззрение – один огромный большой «минус».

И тогда оно будет стремиться приобретать «плюс» – свойство отдачи, силы отдачи, качества Творца. И тогда этот минус превратит в двойной плюс.

Мне хотелось бы отметить, что все это должно произойти в наше время, очень скоро.

ПОЛУЧАЕТ ЛИ ТВОРЕЦ

М. Матушевский: Если Творец получает возвращаемое нами наслаждение, значит, Он все-таки получает, а не только отдает?

М. Лайтман: А как Он может отдавать, если не ощущает нас? Естественно, в замысле Творца создать творение мы существуем в потенциале, и все наши желания, все наши ненаполненности, пустоты в Нем есть. Именно из них Он нас и создает. То есть, внутри себя Он как бы состоит из наших же желаний, из них Он нас и рождает. А когда мы рождаемся и начинаем отдавать Ему, мы и отдаем той точке нашего сотворения, которая в Нем.

Он нас любит. Если Он нас любит, Он желает нам дать. Желает! Значит, в Нем существует желание – желание нас насладить. Мы получаем не потому, что мы желаем получить, а потому что Он желает нам дать. Мы наполняем Его желание давать. Желающий дать обязан желать. И вот это желание мы наполняем.

М. Матушевский: Значит, мы не так уж и противоположны Ему?

М. Лайтман: В Творце существует Он сам – это чистейшее желание отдачи. И существует наша модель – желание получить – то, чем мы должны быть. Как в матери существует прообраз ребенка: она знает, чего он хочет, она состоит из его желания, и этому желанию она отдает.

Творец отдает созданному желанию, сотворенному желанию. Это желание получать – эта наша модель. Рис. 192

Если мы ощущаем в себе желание получить как идущее от Творца, и при этом желаем отдать Ему обратно, то мы с Ним достигаем равноценности.

Это как двое возлюбленных. Что им мешает быть вместе, в связи между собой? Только отсутствие обмена, отсутствие возможности друг другу давать. Если я люблю, я хочу другому дать. Если он любит меня, он желает мне дать. Что он может мне дать, если я ничего не желаю, кроме как любить его? Чтобы дать мне, Он дает мне возможность давать Ему. И поэтому существует непрерывный обмен между мной и Творцом.

Вот к такому состоянию и должно прийти все сотворенное. И тогда мы достигнем Его уровня, Его состояния. Желание отдать нам равно желанию получать в нас. И желание отдать в нас должно стать таким, чтобы оно было равно Его отдаче. Все очень просто. Есть всего две силы – получение и отдача.

М. Матушевский: Получается, что Творец меня любит и желает мне добра. Но добро в Его понимании – это совсем не то, что мы считаем добром.

М. Лайтман: Конечно, это не то, что ты понимаешь, как добро.

Творец меня любит. Почему? Потому что свойство Творца – любовь. Он меня любит. Исходя из того, что Он меня любит и Он – свойство отдачи, Он желает мне отдать. Для того чтобы дать мне, Он строит в себе как бы мою модель – модель творения, каким оно должно быть, чтобы Он мог отдать ему всю свою любовь. И в итоге выстраивается во мне желание получать .

Это желание получать во мне первоначально – оторванное от Творца и эгоистическое, как желание в ребенке. Ребенок, родившись, полностью хочет получить мать, эксплуатирует ее на сто процентов. Он эгоистически использует ее любовь.

Затем, развиваясь, ребенок начинает понимать, что существует мать, которая его любит. Он может и дальше эгоистически отсасывать все наслаждения, которые она дает. А может пользоваться тем, что она его любит, что она желает связи с ним, и возвращать ей ее любовь своей любовью. Таким образом, он выполняет желание матери относительно себя. Получается, что каждый из них находится в получении и каждый из них находится в отдаче. И этот непрерывный цикл связи между ними и называется «вечное существование»

М. Матушевский: Это состояние как-то прогрессирует?

М. Лайтман: Нет, не прогрессирует, потому что, достигнув этого состояния, творение становится абсолютно равным, эквивалентным Творцу. В нем существует желание получить, которое равно желанию отдавать Творца. И в нем существует желание отдать, которое равно желанию любви или желанию получить Творца.

М. Матушевский: Но если оно неизменное, это похоже на то, что было в самом начале. А как же почувствовать его, если оно все время одинаковое?

М. Лайтман: Дело в том, что если наслаждение входит в желание и замыкается в нем, тогда оно пропадает, потому что желание аннулируется.

А здесь в каждом из них существует непрерывный поток информации – один отдает другому. То есть, мое желание наполниться находится у Него, а Его желание наполниться находится у меня. Мы разрываем связь между наслаждением и желанием. Не вместе существуют наслаждение и желание, а в разных объектах. Если я испытываю, как наслаждается от меня Он – я наслаждаюсь. Если Он испытывает, как наслаждаюсь от Него я – Он наслаждается. Поэтому наслаждение не нейтрализует желание.

М. Матушевский: Да, но если наслаждение постоянно, неизменно, оно перестает ощущаться как наслаждение?

М. Лайтман: Нет, оно не перестает ощущаться, потому что существует непрерывный обмен между нами наслаждениями и желаниями. Состояние, когда я полностью равен Ему, называется «слияние». После этого человек возносится над уровнем, который выше его сотворения. И там уже совершенно другие измерения, следующий уровень мироздания.

Мы проходим несколько уровней, о которых мы уже говорили. Один уровень – это наш мир. В какой-то момент человек начинает задаваться вопросами о смысле жизни – это скрытие двойное, скрытие одиночное. Между обычным существованием человека и существованием в двойном скрытии возникает этап, состояние, которое называется "точкой в сердце".

Затем, пройдя два скрытия, человек выходит в раскрытие – это тоже фазовый переход, который называется «махсом» .

После махсома он входит в раскрытие одиночное и раскрытие двойное, достигает слияния с Творцом. И потом происходит следующий фазовый переход, когда он возносится над точкой своего создания, оказывается там, где никогда не был, даже в зародыше. Эта точка, где существует один Творец, так называемый Ацмуто, то есть, Он Сам.

Каббала нас приводит только к этой точке и говорит, что после нее есть фазовый переход. О дальнейшем она не говорит. Она должна довести человека до этого состояния, до этого уровня.

Дальше действуют совершенно другие силы, понятия, категории, о которых мы говорить не можем, потому что мы постигаем только из наших неисправных желаний, и относительно возможности их исправить. А когда они полностью исправлены, дальше уже идут совершенно иные процессы.

М. Матушевский: Есть какая-то другая наука или там ее вообще нет?

М. Лайтман: Ее нет. То есть, есть продолжение науки Каббала. Но в том виде ее уже невозможно излагать. Это уже не Каббала, а «Мегилат Старим», или «Маасе Меркава», «Маасе Берешит». Есть особые разделы в науке Каббала, которые немножко рассказывают об этом. Но в принципе, каббалисты об этом не пишут, потому что даже наши буквы, язык исходят из наших постижений в неисправленных и исправляемых желаниях, а не из желаний, которые абсолютно исправлены, находятся в абсолюте.

Мы не можем понять абсолютно исправленную идеальную категорию. Мы можем ощущать только на контрастах: немножко света – немножко тьмы, немножко сладкое – немножко горькое, одно против другого, противоположности. А абсолютное мы не ощущаем, наши органы это не воспринимают. Там работают уже совершенно иные понимания и ощущения, которые построены не на контрастах.

Поэтому и говорится, что человек поднимается выше своего уровня, ведь он создан из недостатка. Человек создан как желающий получать, то есть, ощущающий в себе пустоту и постепенное наполнение. А когда этого нет, как в нашем сегодняшнем состоянии, то у нас отсутствуют даже способы выражения этих состояний. Да они нам и не нужны. Сегодня у нас не может быть к ним никаких желаний. Может быть просто чистое любопытство, любознательность, не исходящие из настоящего желания.