Найти в Дзене
Блог пастора

Пастор, продолжай учиться!

Оглавление

В России есть поговорка об учащихся вузов — «студент прохладной жизни», которая в сущности утверждает, что студент, несмотря на свою учебную нагрузку, все-таки имеет много свободного времени. Я хорошо помню, что сдавая последние экзамены в университете, думал: "Ну вот, теперь-то у меня начнется спокойная и размеренная жизнь". Как же я сильно ошибался! Уровень интенсивности только возрос. Затем работа, семинария, служение, церковь, семья и многое другое.

Но несмотря на постоянно увеличивающуюся нагрузку, я стал сознавать: моя учеба в светском вузе или семинарии не означала, что теперь мне больше не нужно учиться, напротив, моя последующая жизнь и служение потребовали, чтобы я занимался еще больше и целенаправленнее, чем я делал это во время получения формального образования. Даже просто потому, что мои теоретические знания столкнулись с вызовом реальности. Мне нужно было не просто знать доктрину, но и понимать, каково ее практическое применение. И даже больше — появилась нужда в богословском осмыслении многих процессов и вопросов, более предметном изучении конкретных тем и исследовании различных тенденций, влияющих на церковь и жизнь верующих. Поэтому процесс обучения не закончился с получением семинарского диплома. В действительности он только начался.

Пастору требуется учиться дальше, особенно в этих трех направлениях.

1. Жизнь и служение

Известный французский ученый Луи Пастер еще в 19 веке доказал, что не существует такого понятия, как спонтанное самозарождение. Ничто не рождается само по себе. Каждый результат имеет соответствующую причину. Это закон природы, установленный Творцом Вселенной. Поэтому, если мы желаем развиваться в любой сфере (от личной духовной жизни до воспитания детей), потребуется больше знаний и понимания, как их воплощать в нашей повседневности. Это означает, что нужно будет учиться из книг, подкастов, встреч, общения, обсуждений и т. д.

Служителю следует культивировать привычки, которые помогут ему постоянно заниматься и совершенствоваться. Идете в магазин за продуктами — включите какой-нибудь полезный подкаст, вышли на пробежку — послушайте проповедь, оказались в тренажерном зале — посмотрите учебный курс, снова за рулем — начните прослушивать серию семинаров, сидите с детьми за завтраком — читайте последовательно книги Библии, пришли в гости — задавайте различные вопросы, помогающие вам лучше узнать людей и чему-нибудь полезному у них научиться... Вы становитесь фабрикой, которая собирает полезную информацию, перерабатывает и анализирует, а затем применяет ее в своей жизни и служении. В сущности, говоря современным языком, вы участвуете в интереснейшем квесте по поиску полезной информации и мудрости во всех сферах вашей жизни.

Мы, служители Христовы, желаем воплощения принципов Царства Божия, хотим увидеть проявления вечной жизни, которую обрели через веру во Христа. Мы познаем и применяем истину, уподобляясь могучему цветущему дубу в саду Господнем (Пс.1:3, 91:14). Мы не сможем помочь расти другим, если сами не будем духовно расти и развиваться. Мы не потребляем контент, чтобы потом его просто передать. Мы пропускаем его через свою жизнь, чтобы стать ближе к Богу и помочь в этом другим. Апостол Павел говорит своему возлюбленному ученику Тимофею такие слова:

Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя. 1 Тим. 4:13–16

Постоянное изучение и развитие всегда отличало подлинных служителей Христовых. Сам Павел показывает нам пример, когда в конце жизни, находясь в тюрьме, он все равно желает постигать истину и приобретать знания:

Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные. 2 Тим. 4:13

2. Наставление церкви

Следует признаться, у каждого из нас есть свои излюбленные темы и вопросы. Это справедливо и в отношении багажа наших знаний и опыта. И если мы не будем постоянно расти и учиться, то со временем естественным образом мы начнем повторяться. Не удивительно, что некоторые пасторы имеют склонность менять церкви, когда заканчиваются их заранее заготовленные проповеди, либо становятся парацерковными тружениками или разъездными спикерами, которые в основном говорят одно и то же на разных мероприятиях.

Когда я был совсем мальчишкой, в нашей церкви служил один проповедник, которого мы очень любили по причине его умения красочно излагать события известной битвы при Армагеддоне. Со временем я стал замечать: неважно, на какую тему или текст Библии он начинал проповедовать, все заканчивалось там, где-то в книге Откровения, с его богатыми иллюстрациями. Должен признаться, став юношей, я перестал внимательно его слушать, потому что он говорил об одном и том же и почти одними и теми же словами.

Ваша община нуждается в том, чтобы слышать проповедь о Христе со «всякой премудростью». Мы, пасторы, призваны «представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе» (Кол.1:28). Ап. Павел, беседуя со служителями из Эфеса, заявил — «ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию» (Деян. 20:27). И это точно наша ответственность и призвание.

Чтение книг, посещение конференций, изучение учебных материалов и семинаров помогает расширять наш арсенал знаний и мудрости, из которого Дух Святой будет применять различные инструменты для наставления вверенной нам общины.

3. Благовестие неверующим

Для того, чтобы Евангелие принять, его следует понять. Значит, потребуется ясное и доступное его изложение и объяснение. А это означает, что служителю Евангелия необходимо знать свою аудиторию и ее образ мышления.

Беда в том, что можно говорить правильные вещи, но непонятным для слушателей языком. Люди могут прийти в собрание с больным сердцем, но уйти еще и с больной головой.

Крайне разумно изучать культуру общества, где живут члены вашей церкви и где вы проповедуете Евангелие, замечать различные тенденции в окружающем мире. Это помогает вам не только самим понятно проповедовать Евангельскую весть, но и подготавливать верующих, чтобы передавать ее наилучшим образом в своем окружении.

Я приведу простую иллюстрацию. Помню, как во время перестройки многие западные миссионеры проповедовали Благую весть в странах бывшего Советского Союза. Их главный тезис и призыв можно было сформулировать фразой: «Бог любит тебя. Прими Его любовь!». И хотя это вполне библейское утверждение, оно было не совсем понятно слушателям. Ведь российская культура скорее задавала вопрос о том, как получить милость Божию, а не Его любовь, как избежать заслуженного гнева Божьего за свои грехи. Им следовало бы говорить несколько иначе. Например так: «Бог возлюбил тебя. Поэтому предлагает тебе прощение грехов!». Так что западные проповедники во многом промахивались и были непонятны людям, пропуская этот важный этап на пути повествования о Божьей любви. Я уже не говорю о том, что такое благовестие было чересчур человекоцентричным, да и представление о Боге у советских граждан было искаженным. Но это уже тема для другой статьи.

Служитель Евангелия всегда должен оставаться в соответствующей форме, а это значит, духовно расти, познавая своего Господа и Спасителя, совершенствоваться в знаниях и мудрости, возрастая в понимании окружающего мира и людей. Ведь в сущности, это исполнение двух великих заповедей — любить Бога и любить людей!