Недавние генетические исследования показали, что ДНК неандертальцев, охватывающая не менее 20% их древнего генома, продолжает существовать у современных людей неафриканского происхождения. Если вы европейского или азиатского происхождения, то около 2% вашего генома происходит от неандертальцев.
Это наследие было взято примерно 60 – 80 тыс. лет тому назад, когда последовательные волны современных людей начали мигрировать из Африки в Азию и Европу, встречаясь и скрещиваясь со своими неандертальскими кузенами, развивающимися там на протяжении 250 000 лет.
Их гибридные дети имели гены обеих линий, но в конечном итоге гены современного человека разбавили гены неандертальцев до такой степени, что данный вид исчез около 30 000 лет назад.
Те неандертальские гены, которые не были полезны для современных людей, были частично устранены естественным отбором с течением времени. Их остатки живут сегодня в геномах европейцев и азиатов.
Если у вас проявляются какие-либо из следующих черт, то они запросто могли достаться вам от неандертальцев:
Затылочная булочка.
Затылочная булочка представляла собой узел из округлой кости в задней части неандертальского черепа и, возможно, была приспособлением для прикрепления их массивных мышц шеи и челюсти. Остатки затылочной булочки были обычны в ранних современных европейских черепах, но сегодня среди европейцев относительно редки.
Удлиненный череп.
Современные человеческие лица имеют тенденцию быть маленькими и скрытыми в нижней половине головы под округленным мозгом. Лицо неандертальца имело тенденцию быть больше по размеру, с черепной коробкой в более длинном черепе. Удлиненный череп может указывать на наследство неандертальцев и особенно распространен на Британских островах, в Скандинавии и Иберии.
Пространство за зубами мудрости.
У неандертальцев были челюсти, достаточно большие, чтобы можно было с комфортом разместить все свои зубы, даже с зазором за зубами мудрости. Если, как это обычно случается, какой-либо из ваших зубов мудрости вообще не прорезался, это может быть потому, что ваша челюсть не имеет достаточно места, чтобы справиться с этими остатками нашего пережевывающего листву прошлого. Если у вас есть все 4 зуба мудрости, за которыми еще есть свободное место, у вас может быть предок неандерталец, можно его за это поблагодарить.
Супраорбитальный гребень или лобный гребень.
Гребень бровей – это костистый хребет, расположенный над глазницами всех приматов, который укрепляет более слабые кости лица. Выраженный гребень бровей, который неандертальцы разделяли с другими архаичными человеческими видами, такими как Homo erectus, сократился, когда эволюционировали современные люди – но не исчез полностью.
С точки зрения расовой классификации, используемой в судебной антропологии, профессор Кэролайн Уилкинсон сказала, что у австралоидов самые большие бровные гребни, у европеоидов – второй по величине, у негроидных – третий по величине, а у монголоидов «отсутствуют бровные гребни».
Генетические исследования предполагают, что предки этих популяций скрещивались с некоторыми архаичными человеческими видами или другими в какой-то момент в прошлом. В случае с австралоидами и монголоидами большинство несут в своих геномах ДНК неандертальцев и денисовцев.
Широкий, выступающий нос.
Угол костей носа неандертальца проецируется широким отверстием, что делает его весьма крупной и заметной чертой лица. Это могло оказать влияние на современный человеческий орлиный нос, распространенный в бывших местах обитания неандертальцев в Южной Европе и на Ближнем Востоке, а также среди коренных жителей Северной Америки, чей генетический источник был также обнаружен в горах Алтая, Восточной и Центральной Азии.
Маленький и сглаженный подбородок.
Большая челюсть неандертальцев и выпуклая середина лица означали, что у них был слабый и малозаметный подбородок. Например, реконструкция анатомических особенностей Тутанхамона, проведенная в 2005 году, основанная на КТ-анализе его черепа, установила его слабый подбородок и характерные особенности прикуса. Хотя его расовая принадлежность обсуждается, антропологи воссоздали его внешность как европеоида Северной Африки. Они также пришли к выводу, что его удлиненный череп был нормальным антропологическим изменением, а не результатом болезни или врожденной аномалии.
Розовые щеки.
У неандертальцев было достаточно большое костное отверстие в нижней челюсти для кровоснабжения лица, что означало, что их челюсти и щеки были хорошо снабжены кровью. Результатом стало покраснение щек, знакомое евразийцам, населяющим северные широты в холодную погоду или при выполнении физических упражнений.
Широкие пальцы и большие пальцы.
Сравнение костей неандертальцев и средних современных человеческих костей пальцев показывает, насколько более крепкими были неандертальские руки – особенно кончики (дистальные фаланги).
На самом деле, исследования показывают, что стройность и изящность современных человеческих рук помогла нам превзойти неандертальцев. В то время как у неандертальцев была намного большая сила рук, наша точность захвата дала нам технологический и культурный скачок в разработке более совершенных инструментов и искусства.
Конечно, существует огромное количество современных человеческих вариаций в размерах рук и пальцев. Чемпион России по армрестлингу Денис Цыпленков может быть “неандертальцем” в отношении своих рук – его фирменный трюк разбивать грецкие орехи между своими массивными пальцами.
Прямые, густые волосы.
Генетический анализ показал, что 70% современных жителей Восточной Азии унаследовали неандертальские мутации в своих генах, участвующих в производстве кератиновых нитей, которые могут быть ответственны за выпрямление или утолщение волос.
Существует много вариаций в форме и текстуре современных человеческих волос. Вообще говоря, африканские волосы в основном скрученные и сухие. Азиатские волосы более прямые и густые и европейские волосы где-то посередине.
Неандертальское наследие прямых, густых волос, возможно, помогло современным людям адаптироваться к неафриканской среде, прямые волосы имеют тенденцию быть жирными, а более густые – изолирующими, что было бы преимуществом в более холодных северных широтах.
Теплоизоляция кожи.
Те же мутации кератина у неандертальца, которые влияют на волосы, также влияют на кожу, делая ее более теплоизолирующей и лучше адаптированной к более холодной окружающей среде.
Общая толщина рогового слоя или внешнего слоя кожи, как правило, одинакова у всех современных людей. Хотя было показано, что африканская кожа хоть и состоит из большего количества слоев по сравнению с кожей евразийцев, но кажется более компактной. Менее уплотненные слои евразийской кожи могут служить теплоизолирующим приспособлением.
Светлая кожа и веснушки.
Неандертальцы, ареал обитания которых варьировался от Западной Европы до Центральной Азии, вероятно, имели такое же распределение цвета кожи, что и современные люди, включая светловолосую кожу и веснушки. Светлая кожа является преимуществом в северных широтах, поскольку она более эффективна при выработке витамина D в присутствии слабого солнечного света. Веснушки – это скопления клеток, которые производят гранулы меланина, они вызваны воздействием солнечного света и наиболее заметны на бледной коже. BNC2 является одним из нескольких генов, влияющих на насыщенность цвета кожи и наличие или отсутствие веснушек. Этот ген неандертальца, встречающийся в евразийском населении, чаще всего встречается у европейцев (70% имеют хотя бы одну копию версии неандертальца).
Рыжие волосы.
Неандертальцы также, вероятно, имели такое же распределение цвета волос, что и современные евразийские популяции, включая спектр рыжих волос от рыжевато-коричневых до ярко-рыжих.
От 2% до 6% современных северо-западных европейцев имеют рыжие волосы, в то время как в среднем в мире процент рыжеволосых составляет около 0,6%. На Британских островах эти цифры намного выше. В Шотландии, например, около 13% населения имеют рыжие волосы, но более 30% являются носителями гена рыжего цвета. В Ирландии около 10% имеют рыжие волосы, носителей гена – целых 46%.
Одна из мутаций в основном гене современного цвета человеческих волос, по-видимому, имеет неандертальское происхождение и, возможно, помогла европейскому цвету волос разнообразиться, предоставив случаю свободу выбора.
Большие глаза.
Большие глазницы в черепах неандертальцев указывают, что у них были большие глазные яблоки. Антропологи предположили, что им нужны были большие глаза, чтобы они могли видеть при слабом солнечном свете северных широт.
Большие естественные глаза украинской модели Маши Тайны могут быть намеком на это происхождение или, по крайней мере, точнее отражать пропорциональные размеры глаз неандертальцев.
Иммунитет против евразийских патогенов
Развиваясь в Евразии на протяжении сотен тысяч лет, неандертальцы выработали рецептор HLA, который обеспечил им иммунитет против многих местных патогенов, скрывающихся в лесах, реках и пещерах Европы и Азии. Наличие этого рецептора у недавно прибывших туда современных людей из Африки и их потомков обеспечивало им лучшую сопротивляемость местным болезням и являлось явным эволюционным преимуществом.
Хотя это наследство дало преимущество в иммунитете современным евразийцам, оно также сделало их более склонными к некоторым аутоиммунным реакциям. Пока не известно, страдали ли неандертальцы от этих болезней сами или эти патогены поражали только предков современных людей.
Повышенный риск заболевания диабетом 2 типа.
Диабет 2 типа развивается, когда организм не в состоянии вырабатывать достаточно инсулина – гормона, помогающего высвобождать и усваивать глюкозу в крови, чтобы дать нам энергию. Диабет 2 типа обычно появляется у людей старше 40 лет, хотя у людей из Южной Азии, которые подвергаются большему риску, он часто появляется с 25 лет. Его лечат с помощью здоровой диеты и повышенной физической активности, а также лекарств или инсулина по мере необходимости.
Повышенная предрасположенность к болезни Крона.
Болезнь Крона – это тип воспалительного заболевания кишечника, которое может поражать любую часть желудочно-кишечного тракта у генетически восприимчивых людей. Это заставляет иммунную систему организма атаковать желудочно-кишечный тракт. Болезнь Крона поражает около 3,2 на 1000 человек в Европе и Северной Америке, но менее распространена в Азии.
Повышенный риск развития волчанки.
Волчанка (системная красная волчанка) – это аутоиммунное заболевание, при котором иммунная система организма по ошибке атакует свои же нормальные, здоровые ткани. Это может повлиять на кожу, суставы, почки, мозг и другие органы. Заболевание затрагивает приблизительно 53 на 100 000 в США и приблизительно 40 на 100 000 человек в Северной Европе, но это происходит чаще и с большей тяжестью среди лиц неевропейского происхождения.
Повышенный риск билиарного цирроза.
Первичный билиарный цирроз представляет собой аутоиммунное заболевание печени, характеризующееся медленным прогрессирующим разрушением мелких желчных протоков печени. Когда эти протоки повреждены, желчь накапливается в печени и со временем повреждает ткани. Это заболевание затрагивает до 1 из 4000 человек в Северной Америке и Европе, но гораздо реже встречается в Африке. Соотношение среди женщин и мужчин составляет примерно 9:1.
Сложность с никотиновой зависимостью.
Неандертальцы, насколько это нам известно, не курили табак, но один из вариантов генов, который они передали современным людям, связан с трудностью попытки бросить курить. Какая особенность этой мутации изначально была у неандертальцев, остается загадкой.
Повышенный риск длительной депрессии.
Длительная депрессия характеризуется постоянным подавленным настроением, сопровождаемым низкой самооценкой и потерей интереса или удовольствия от обычно приятных занятий.
Существует много споров о природе и причинах депрессии в современном обществе, но потенциальная связь с унаследованным рецептором неандертальца HLA является одной из наиболее интересных гипотез.
Искусственный интеллект обнаружил на плато Наска новую фигуру.
Нет никаких предположений о том, страдали ли неандертальцы психическими расстройствами, такими как депрессия, или нет. Триггеры генетического характера, которые способствуют этим заболеваниям, находились по видимому в геноме неандертальца. Некоторые из них были «включены» в геном современного человека, когда мы унаследовали неандертальский HLA-рецептор.
Хотя это спорная гипотеза. Психологи, к примеру, рассматривают депрессию не как биохимическое расстройство, а как «развернутый для всего вида набор эмоциональных программ, которые в основном активируются восприятием, почти всегда чрезмерно негативным».
Депрессия, возможно, появилась в прошлом у нашего предка охотника-собирателя (90% нашей истории мы занимались именно этим). Когда стареющий охотник (а он становился старым уже к 30 годам) начинал терять свою скорость и ловкость, у него обострялось чувство бесполезности и отчужденности от своего племени. Подобные чувства, возможно, преследовали и стареющих женщин (опять же, в возрасте свыше 30).
Интересно отметить, что исследования современных групп населения последовательно показывают, что депрессия у женщин встречается примерно в два раза чаще, чем у мужчин. Они также показывают, что люди чаще всего страдают от первого депрессивного эпизода в возрасте от 30 до 40 лет.
Депрессия – действительно проблема для современных людей, затрагивающая более 5% населения мира. Далее мы приводим данные Бюро переписей США и Центра по контролю и профилактике заболеваний. Топ-10 по процентному соотношению случаев депрессии среди населения выстроился в таком порядке:
10. Италия – 3,8%;
9. Мексика – 4,8%;
8. Испания – 4,9%;
7. Бельгия – 6,2%;
6. Ливан – 6,6%;
5. Колумбия – 6,8%;
4. Нидерланды – 6,9%;
3. Франция – 8,5%;
2. Украина – 9,1%;
1. Соединенные Штаты – 9,6%.
Есть очень веские причины – в политическом, экономическом и социальном плане – почему эти страны занимают верхние строчки в таблице рейтинга по депрессии, но интересно, что, как и раньше все их население сейчас находится в старом неандертальском ареале (или было перемещено в Америку европейской колонизацией).
Источник - За гранью реальности