Найти тему

«Главный акцент – "экология внутри"»

Ольга Ковшикова, село Малышенка в Тюменской области, участница движения, волонтер:

«В движении школьных лесничеств я участвую уже девять лет. Я сельский житель и с детства люблю природу. Любой, даже самый коротенький поход в лес представлялся мне как экспедиция, полная приключений. Поэтому, когда я подросла, захотела вступить в ряды юных лесников.

Каждый месяц в нашу школу приезжал преподаватель от организации – Надежда Николаевна Тополова. Мы учились правильно сажать разные деревья и кустарники, ухаживали за ними, ходили в организацию лесничества в нашем поселении. Работники рассказывали нам о том, как они высаживают леса в нашем районе, мы помогали им полоть грядочки с молодняком кедров.

Ольга — выпускница школьного лесничества, волонтер экофестиваля «Живая планета»
Ольга — выпускница школьного лесничества, волонтер экофестиваля «Живая планета»

Ребят, которые отличались за год, набирали в команду для поездки на фестиваль школьных лесничеств. Участвовали в нем ребята из разных школ. Мы все спали в палатках. На фестивале проводились различные конкурсы, соревнования, мастер-классы, игры, беседы с интересными людьми и посиделки у костра.

Мне нравится, что участники движения не только получают теорию об основах лесоводства и туризма, но и могут на практике увидеть, как правильно вести себя в лесу. Понять, сколько сил требуется, чтобы вырастить дерево, ветку которого на прошлой неделе сломали мальчишки во дворе.

Многие мои знакомые из школьного лесничества и я сама выбрали профессии, связанные с природоохранной деятельностью. Сейчас я учусь на ветеринара».

Родион Зульбухаров, село Чикча в Тюменской области, участник движения, волонтер:

«О движении школьного лесничества я узнал в четвертом классе. Сначала я воспринимал это как дополнительный предмет в школе, на котором будут рассказывать что-нибудь об экологии. Но на деле оказалось интереснее и увлекательнее. Из всех мероприятий, а их было много – семинары, фестивали, субботники – запомнилась экспедиция на озеро Байкал. С нами ездила биолог. Она рассказывала о биологическом разнообразии Байкала: флоре, фауне. Мы собирали гербарии и изучали животный мир этого места.

Родион около полевой кухни
Родион около полевой кухни

Несколько раз в год мы вместе с руководителями выходили и убирали территории в городе, помогали в высадке цветов. Также мы работали над нашей пришкольной территорией. Я провел занятие с малышами, на котором мы сажали семена сосны.

Сейчас я уже участвую в работе проекта в качестве волонтера. Все мероприятия школьного лесничества помогли мне определиться с профессией: я поступил в Тобольский педагогический институт на направление “Биоэкология и техносферная безопасность”. Мне хочется всерьез заняться научными проектами, связанными с экологией, биологией и теносферой».

Надежда Тополова, город Урай в Ханты-Мансийском автономном округе, педагог-психолог проекта:

«Я присоединилась к движению в 2008 году в качестве педагога-психолога, ведущей занятий и методиста программы школьного лесничества “Взаимодействие с природой”. Постепенно стала соорганизатором мероприятий.

Надежда на открытии фестиваля
Надежда на открытии фестиваля

Основная идея и основные цели школьного лесничества – это экологическое просвещение и дополнительное образование школьников в сфере лесного хозяйства. Школьное лесничество в современном мире может стать той необходимой площадкой, на которой дети приобретают навыки востребованных профессий будущего и надпрофессиональные навыки (Soft skills), которые будут необходимы в любой сфере деятельности и в личной жизни человека. Другой вопрос – как этого достичь, какими методами воспитать экологическую культуру. Главный акцент в нашей программе – это "экология внутри", развитие личности ребенка в целом. Занятия в школьном лесничестве направлены на раскрытие и развитие индивидуальности ребенка, получение практических умений и навыков в экологической деятельности.

Заметно, как у участников движения меняется отношение к природе. У них повышается уровень экологической культуры, и проявляется это не на словах, а в поступках. Например, пишет мне девушка, которая давным-давно выпустилась из школьного лесничества, и спрашивает, где можно найти в Тюмени жёлуди. Она захотела посадить дуб, помня, как мы учились этому в ШЛ. Недавно порадовала история мамы одного нашего ученика. Они во время карантина запустили семейный марафон – каждый день сажать по дереву. Живут они на своей земле. Ребенок очень старается в этом марафоне: выполняет все задания и сам предложил ввести традиции во время марафона, которым научился на наших мероприятиях. Можно сказать, что принципы и задачи программы вписываются в повседневную жизнь и сознание детей.

Мы прекрасно понимаем, что не все участники пойдут работать в лесную отрасль, но мы предоставляем им выбор, расширяя их представление о профессиях, связанных с лесом, природой и смежными специальностями».

В этом году организаторы запланировали несколько экологических акций: семейную акцию по посадке 135 деревьев «Аллея дружбы школьных лесничеств» в Тюмени и пяти районах юга Тюменской области, экологическую экспедицию «Сила Природы» в Тюменской области, XIII Межрегиональный экофестиваль «Живая планета» для 250 участников школьных лесничеств Тюменской области и четырех регионов России.

Фото предоставлены героями.

Во втором конкурсе 2019 года проект «Развитие движения школьных лесничеств Тюменской области» получил грант в размере 2 998 500 рублей.