Найти тему
Что ждать от власти?

Почему соседи ломились в дверь квартиры Высоцких?

Валерий Фрид как-то спросил Высоцкого: что приходит раньше – музыка или слова? Подумав, тот ответил: «Ритм. Сначала приходит ритм, а потом всё остальное». Ритм для него главное. Чувство ритма в песне останется для него ведущим навсегда.

Это началось ещё в пору учёбы в Школе-студии МХАТ. Он вспоминал: «Я услышал Окуджаву. И вдруг понял: такая манера – свои стихи излагать под ритмы гитарные, даже не под мелодию, а под ритмы, – это ещё более усиливает поэзию, которой я в то время занимался. Сделав какой-то маршевый твёрдый ритм, можно придать большую остроту стихотворению…».

Ритму в Школе-студии придавали особое внимание. Допустим, нести стул – не просто его нести, а нести стул в ритме. «Надо чувствовать ритм совершаемого действия…» – учил педагог Михаил Кедров. Так что совпало – ритм сценический и ритм поэтический, ритм представления песни.

Актриса Жанна Прохоренко, знавшая Высоцкого по Школе-студии, приводит такую деталь: он отстукивал ритм по перилам лестницы Людмила Абрамова приводит забавный случай на эту тему: «Он отстукивал ритм ногой. Мы жили в таком «картонном» доме, что эти звуки были слышны не только на этаже под нами, но и на всех других этажах. Работал Володя по ночам, и соседи стучали в свой потолок шваброй. Наш дом был экспериментальным, с воздушным отоплением, батарей не было, так что громко не застучишь. Звонили по телефону, стучали и в дверь...»

Он не раз вспоминал, какое влияние на него оказала Окуджава: «Однажды услышал магнитофон… приятный голос, удивительные по тем временам мелодии и стихи, которые я уже знал, – это был Булат. И вдруг я понял, что впечатление от стихов можно усилить музыкальным инструментом и мелодией. Я попробовал это сделать сразу, тут же брал гитару, когда у меня появлялась строка. И если это не ложилось на этот ритм, я тут же менял ритм и увидел, что даже работать это помогает, то есть сочинять легче с гитарой. Многие люди называют это песнями. Я не называю. Я считаю, что это стихи, исполняемые под гитару, под рояль, под какую-нибудь ритмическую основу… Я играю примитивно, часто слышу упрёки в свой адрес по поводу того, почему такая примитивизация нарочитая. Это не нарочитая примитивизация, это – нарочная. Я специально делаю упрощённые ритмы и мелодии, чтобы это входило сразу моим зрителям не только в уши, но и в души, чтобы мелодия не мешала воспринимать текст, то, что я хотел сказать. Вот из-за чего появилась гитара. А когда? После окончания студии».

Своего товарища по Таганке Шаповалова он раздражал примитивными аккордами – Шаповалов владел гитарой виртуозно. Вспоминал: «Как врежет в «Гамлете» на расстроенной гитаре «Гул затих, я вышел на подмостки», – ну слушать невозможно, уши вянут. Будто меня режут, будто железом по стеклу, бр-р-р!» А Высоцкий так увлекался самим нервом, внутренним пульсом песни, что ему, казалось, не до гитары. Она ему только для поддержки ритма пульсаций, чтобы энергия хлестала как можно мощнее...

-2

Он любил чёткий ритм, в аккомпанементе Шаповалова это его всегда подкупало. Шапену было по силам завести Высоцкого в одну секунду: стоят, ждут выхода на «10 дней...», и Шаповалов вдруг принимается отбивать чёткий двухдольный ритм. Высоцкий начинает дёргаться: «Давай-давай, Шапен! Давай!..» Приплясывает, напевает непонятно что:

В Париж он больше не вернётся,

А-ля-ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля-ля!

Моментально: только начнётся ритм – всё, он уже пошёл жить. Но мы уже знаем: ритм для него всё!

Не только при сочинение и исполнении ритм диктовал ему, что и как петь. И на сцене ритмический рисунок был для него ведущим. Алла Демидова вспоминает: «Он, как никто из знакомых мне актёров, прислушивался к замечаниям. С ним легко было договариваться об игре, о перемене акцентов в роли, смысловой нагрузки. А уж изменение эмоциональной окраски, смену ритма или тембра он схватывал на лету. У него был абсолютный слух. Он мог играть вполсилы, иногда неудачно, но никогда не фальшивил ни в тоне, ни в реакциях».

Высоцкий о процессе рождения звуковысотности, которую так ценил Шнитке: «Когда пишу, всегда это дело живое, – я даже не знаю, какая будет песня: будет ли она смешная или просто ироничная, печальная или трагичная и грустная. И даже мелодия часто ещё не установлена до конца. Поэтому, когда я сделаю песню, я начинаю проверять её на аудитории: выхожу на сцену и только ритм оставляю, и только через 15-20 раз получается, выкристаллизовывается, так сказать, окончательная мелодия. Когда я рассказал об этом композиторам, они были безумно удивлены: «Как же так? Как это может быть?! У тебя есть очень странные ходы, которые профессиональный музыкант никогда не сделает». Я говорю: «Вот, возможно, от этого».

На другом концерте он добавит: «Я часто слышу от музыкантов упрёки, что в моих песнях есть нарочная примитивизация. В одном они правы: это нарочная, но только не примитивизация, а упрощение. Написать сложную мелодию не так сложно, особенно для профессионала, но у меня есть свои ритмы, которыми никто не пользуется. Они очень простые, но, если я даю музыканту-профессионалу гитару и говорю: «Сделай этот ритм», он его повторить не может. Дело в том, что эти ритмы не расплывчаты, я, наоборот, могу их очень спрессовать – в зависимости от той аудитории, в которой работаю».

Что у Высоцкого в стихах ведущее это ритм, отмечают его зарубежные переводчики. Один из них француз Жан-Жак Мари говорит: «Переводить Высоцкого было непросто. С Бродским, например, легче. Потому что его поэзия построена на образах, которым можно более или менее найти эквивалент во французском языке. Поэзия же Высоцкого базирована прежде всего на ритме. По сравнению с русским языком французский имеет звуковую кривую почти плоскую. Русский язык более акцентирован. Почти как итальянский. И более того, Высоцкий писал свои стихи с расчетом на то, что он будет их петь. И я, когда переводил, маршировал - ходил, чтобы проверить, нашел ли я ритм».

Высоцкий скажет приятелю: «Некоторые снисходительно говорят: «песенки». А я ведь их строю. Ритмический рисунок ищу. Я делаю не только конечную рифму, для меня внутренняя интереснее. И – ритм, ритм... Вот как в «Охоте на волков» бьёт ритм и внутренняя рифма: та-та-та-та-та-та-та-та-та-та – вот это та-та-та очень важно».

-3

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц