Многие из нас замечали, что при общении некоторые люди вызывают в нас отвращение и негативные эмоции. Объяснить это явление легко: несоблюдение норм речевого этикета другими людьми порождает в нас отторжение, нежелание развивать дальнейшее общение.
Что такое этикет?
Итак, этикет – это нечто вроде этико-коммуникативной грамотности, нормы общения в тех или иных ситуациях.
Ещё этикет можно охарактеризовать как национальные правила речевого поведения, которые проявляются в системе выработанных формул и выражений в принятых обществом ситуациях вежливого общения с собеседником.
Этикет уместен в следующих случаях: привлечение внимания постороннего, обращение к собеседнику, знакомство, извинение, благодарность, приветствие и прощание.
Каковы основные функции речевого этикета?
Основными функциями речевого этикета являются:
1. Контактообразующая функция, позволяющая нам легко установит контакт с другим человеком.
2. Коммуникативная функция позволяет нам вести беседу.
3. Функция привлечения внимания позволяет обратить на нас взгляды незнакомцев и помогает выслушать наши просьбы.
4. Функция вежливости помогает нам не вызвать в других негативные эмоции.
Другими словами, этикет – это кодекс поведения в обществе, оправдывающее ожидание общества.
Соблюдение этикета – это, безусловно, усилие, постоянное совершенствование навыков, работа над собой, проявление воспитания, которое закладывалась в нас с детства.
Как сказал один умный человек, этикет – это умение зевать с закрытым ртом.
В заключение хочу написать , что этикет способствует сглаживанию острых углов при общении, помогает избежать противоречий, сдерживает агрессию как свою , так и других людей, создаёт образ надёжного человека, осиливает симпатию и расположение других людей. Стоит помнить, что речевой этикет распространяется как на устное , так и на письменное общение.
Надеюсь, что моя скромная статья смогла помочь вам разобраться, следует ли придерживаться норм этикета.