В период карантина и самоизоляции многие вспомнили об идеомоторных тренировках. Это один из методов психологической саморегуляции, первоначально направленный на улучшение когнитивных способностей: память, мышление, восприятие, воображение, умение говорить и рассуждать.
Идеомоторные упражнения - это мысленная воображаемая тренировка, как бы "проговаривание" "про себя" тех действий, которые необходимо выполнить в реальности.
Мысленное выполнение упражнений оказалось полезным и для спортсменов, об идеомоторных тренировках заговорили ещё во времена СССР. Было подмечено, что лучшие результаты показывали те спортсмены, которые "проигрывали" в голове своё выступление.
Если человек научится владеть собой, сумеет управлять мыслями и чувствами, то мозг пошлёт соответствующий сигнал мышцам, что поможет им сохранить тонус и поддержать "мышечную память", ведь уже ни для кого не секрет, что при длительном простое спортсмены теряют чувства, присущие тому или иному виду спорта: фигуристы - чувство льда, пловцы - ощущение воды , и гимнасты наверняка тоже что-то теряют.
Но даже, если человек не сумеет виртуозно владеть чувствами, мысленные упражнения нужны для заучивания правильной техники выполнения элементов и для того, чтобы не забыть программу. Например, моя дочь через месяц карантина пожаловалась, что забыла "окрошку" своего выступления (набор и последовательность выполнения хореографических элементов вольных упражнений). Вот тут-то я и начала принуждать дочь сначала вслух, а потом мысленно проговаривать свои программы.
Кстати, мы с дочкой оказывается интуитивно уже давно использовали идеомоторные упражнения, когда, чтобы развить уверенность в своих силах и подготовиться к соревнованиям, я предлагала Лилиане продумать различные варианты развития событий, чтобы быть готовой как к победе, так и к НЕпобеде.
Как это делаем мы. Именно МЫ, потому что мне приходится всё показывать собственным примером, на слово дочь не верит.
- Ложимся на кровать. Обычно это происходит перед сном.
- Закрываем глаза, отбрасываем прочь все лишние мысли о событиях дня, делаем глубокие вдохи, вдыхаем через нос, выдыхаем через рот, потом просто дышим ровно.
- Сначала проговариваем вслух всё, что нужно продумать.
- Визуализируем процесс. Представляем своё тело, пытаемся прочувствовать мышцы, представляем выполнение нужного упражнения. Дочь при этом шевелит руками и ногами, по-другому пока не выходит.
Нужно уделить внимание мельчайшим деталям техники выполнения упражнения, с этим возникают проблемы, потому что дочь не может объяснить, как она делает тот или иной элемент. Просто делает. Тут на помощь приходят книги с методиками тренерской работы, где описываются техники выполнения элементов.
- В конце нужно визуализировать результат - тот желаемый исход выступления.
Говорят, что идеомоторные тренировки очень полезны парализованным людям в сочетании с ЛФК. Человек продумает движение, а инструктор его реально выполняет парализованной конечностью, тогда функции организма могут восстановиться, ведь мозг послал сигнал, а тело "сделало" движение. Таким образом мозг обманывается и однажды движение может стать реальным.
Эффективность идеомоторных тренировок зависит от психологического состояния спортсмена. Максимальная концентрация позволит достичь реальных результатов, но с ребёнком всё сложнее, особенно с сомневающимся ребёнком.
Однако результат всё равно есть. Я измеряла пульс дочери перед такой тренировкой и после неё. Показатели увеличиваются, значит мысль идёт в верном направлении и воображение работает.
Ещё о наших идеомоторных тренировках можно прочитать ЗДЕСЬ. Все статьи, так или иначе связанные со спортивной психологией можно прочитать по тегу #мамавспорте_о_психологии