Найти тему
ВИКТОР КРУШЕЛЬНИЦКИЙ

НАБЛЮДАЯ ЗА ИГРОЙ БОЛЬНОЙ ДЕВОЧКИ С ПТИЦАМИ


.

Когда больная, умственно отсталая девочка из интерната, (не способная, даже, к членораздельной речи) бежит за голубями , зовя их Уууу!..Уууу!!, девочка просто познает мир на своем допонятийном, но образно -аналоговом уровне восприятия. Ибо, девочка себя видит, как взлетающую птицу, и в то же время, взлетающих птиц - видит как людей. Познание, это, прежде всего , обмен , становление , и образ мира. На самом деле, даже, самое глубокое и мудрое понимание - не так понятийно, как образно. Понятия нам нужны не для понимания, а для мышления. Мышление же означает не столько познание, сколько область суверенности человеческого познания, в той мере, в какой мы меняем мир, когда мы его познаем. Однако, эта суверенность существует и в поэзии. Ибо, сам процесс понимания, (как в случае, с больной девочкой) образно-поэтичен, и потому , по своему суверенен, в той мере, в какой в ее взгляде, как в поэзии, художественно преображается весь мир. Именно суверенностью своего понимания и взгляда, человек отличается от животного. Больная девочка из интерната , такой же человек, с большой буквы, как и самая здоровая девочка - сидящая за школьной партой.

*

Что лучше мудрость, или философия? Мудрость, на мой взгляд, интереснее. Мудрость подает художественно -иносказательно , все то же самое, что подает и философия - но не становясь, при этом, ни философией, ни литературой. Мудрость это способ философии - избежать быть философией.