Советы профессионала
За время успешной карьеры PR-специалиста, я понял главное: писать ясно и просто никогда не бывает ясным и простым делом. Есть такая игра в "виселицу", основанная на знании русского правописания. С простыми и ясными текстами - происходит игра в еще более изощренную "виселицу". И я видел немало авторов, вздернутых на рею недочитанных текстов.
Ясное и простое письмо - это искусство, достичь вершин которого трудно. Тем не менее, понятность текста напрямую зависит от четкого и простого изложения. Все непонятное нас раздражает, а раздраженному человеку корову не продашь. Ваши читатели платят своим вниманием за непосредственность, откровенность и пользу, которую можно извлечь из текста. Так не мешайте им оставаться наедине с вашим текстом как можно дольше!
Ниже я дам вам несколько общих рекомендаций, которые помогут вам писать четко и просто. Поехали!
1. Упакуйте свои мысли в логическую схему - до и во время написания текстов
Любая переговорная позиция строится на аргументах. Текст - это самая уязвимая переговорная позиция. Поэтому четко продумайте движение мысли, чтобы ясно ее донести. Этот процесс начинается до того, как будут написаны первые слова, и продолжается в течение всего процесса. Когда вам покажется, что все готово, проанализируйте написанное еще раз. Если смысл не расплескался на дороге из букв и абзацев - отлично. В противном случае - редактируйте или начинайте заново!
2. Пишите по схеме, "сейчас вы узнаете", потом говорите, затем повторите, что вы сказали
Формула, которой нужно следовать, состоит в том, чтобы начать с введения или обзора идей текста, объяснить эти идеи в основной части, а затем обобщить или пересмотреть их в конце.
- Вот, например, структурный анализ идей для статьи о создании генетического банка данных россиян:
Введение (Скажите им, что вы собираетесь сказать )
О создании генетических паспортов мы впервые узнали в прошлом году из закона "Об основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности" до 2025 года. Там очень много говорится о генетической паспортизации населения, развития технологий скрининга генофондов человека, животных и растений, но понятие генетического паспорта никак не расшифровывается. Отсюда появление всевозможных слухов и домыслов на эту тему.
Тело (Скажите им)
Основная идея 1: Осенью 2017 года Путин заявил о том, что иностранцы с непонятными целями "целенаправленно и профессионально" собирают биологический материал россиян различных этносов. Сейчас, когда коронавирс называют чуть ли не хакерской атакой на организмы людей, ТО заявление Путина выглядит менее юмористично и параноидально. Показываем связь между сбором биологического материала и нынешней пандемией
Основная идея 2: Генетикой интересуются многие страны. Например, СМИ рассказали об американской программе "Геном человека", которая якобы финансируется Пентагоном. Увязываем сбор биологического материала и создание генетического банка в России.
Основная идея 3: "Геном россиян" - рабочее название главного проекта АНО "Развитие генетических технологий". Предполагается, что организация сосредоточится на секвенировании (полном генетическом анализе) жителей России. В ходе исследования планируется выяснить, существуют ли типичные для российского этноса "генетические поломки", которые можно выявить и впоследствии отредактировать - это программа-максимум. Программа-минимум - выяснить, какие "поломки" есть у отдельных участников исследования.
Обзор и заключение (Повторите и обобщите, что вы сказали)
Западные разведки собирали биологический материал россиян. Стало известна связь Пентагона с генетическими исследованиями. Россия приняла превентивные меры защиты в виде Закона о биологической безопасности. Созданы условия для полномасштабных национальных мероприятий, направленных на защиту генофонда граждан России.
3. Придерживайтесь сути
Чем больше вы отклоняетесь от основной идеи, тем меньше вероятность того, что люди поймут и оценят это.
4. Сделайте текст интересным
Привлеките внимание ваших читателей, включив нестандартные детали, которые побудят их продолжать читать. "Воображение важнее знаний", - говаривал Эйнштейн. А уж он-то, наверняка, знал толк и в одном и в другом.
5. Пишите для целевой аудитории
Для первоклассников нужно писать иначе, чем для аспирантов. Кроме того, принимайте во внимание область знания людей, уровень их образования или интеллекта. Культурные и гендерные различия также важны. Когда вы пишете, помните о вашей аудитории и пишите для нее.
6. Дозируйте объяснения
Глубина ликбеза зависит от подготовки аудитории. Сами по себе разъяснения полезны, пока не переходят грань уважения к читателю. Когда вы пишете для широкой аудитории, учитывайте общий уровень интеллекта.
Некоторые эксперты говорят, что писатели должны писать для "восьмого класса". Многие популярные СМИ, такие как Life и Комсомольская Правда, работают примерно для этого уровня. Издания вроде Коммерсанта пишут на более высоком уровне, уже для 10-го класса.
7. Абзац - это один шаг. Идите вперед
Все идеи в абзаце должны быть связаны с основной мыслью. Если возможно, изложите основную идею абзаца в первом предложении.
- Вот, например, идея об улучшении жизни советских граждан, найденная мною в старой книжке 1936 года. В первом предложении четко изложена основная идея абзаца («Производство товаров из года в год все увеличивается»). Читая этот абзац, обратите внимание, как другие предложения поддерживают основную идею, выраженную в его начале.
Производство товаров из года в год все увеличивается. В 1935 г. план производства товаров широкого потребления перевыполнен с 17.860 миллионов рублей до 18.051 миллиона рублей (по государственной промышленности). Значительно возросло производство пищевых продуктов в сравнении с 1934 г.: муки на 33%, крупы на 30% , мясопродуктов на 13%, колбасно-ветчинных изделий на 130%, сахара на 42%.
8. Избегайте сленга и жаргона
Сленг и жаргон могут быть понятны людям "в теме". Другим это может показаться либо неприемлимым, либо тарабарщиной.
9. Используйте простые слова и сочетания слов
Стремитесь разговаривать со своими читателями, а не удивлять их, жонглируя необычными или эффектными словами.
Сложные слова (для многих людей):
Пешкодралила Шура по макадаму и суслила симит
Более знакомые слова:
Шла Саша по шоссе и сосала сушку
10. Используйте действительный залог глагола
Страдательный залог ослабляет силу текста, дистанцируя действие от субъектов, которые его выполняют. Действительный залог их наоборот связывает.
Страдательный залог:
Бутылки собираются бомжами.
Действительный залог:
Бомжи собирают бутылки
11. Используйте положительные установки
Насколько это возможно, избегайте слова « нет», и подобных ему. В русском языке полном вариантов для соблюдения данного правила. Это необходимо для создания положительных установок, которых сейчас так не хватает)
Отрицательные установки:
Не курите.
Я не помню, где был прошлой ночью.
Положительные условия:
Оставайтесь здоровыми.
Я забыл, где был прошлой ночью.
12. Отдавайте предпочтение повелительному наклонению вместо изъявительного
Прямые указания улучшают понимание, а главное внушают читателю чувство ответственности.
Изъявительное наклонение:
Вы должны написать обращение Путину.
Повелительное наклонение:
Напишите обращение Путину!
13. Избегайте сокращений и аббревиатур или объясняйте их
Незнакомые сокращения и аббревиатуры ничего не значат для читателей. Расшифруйте их в первый раз, когда используете. Этого будет достаточно.
14. Пишите короткими предложениями
Люди, как правило, теряют главное в длинных, раздутых предложениях. Помогите читателям сосредоточиться, создавая короткие предложения.
15. Умейте вовремя останавливаться
Говорите ровно столько, сколько нужно сказать!
А вот тут для вас - особое мнение:
Константин Харский: "Современные ценности, как мешок от пылесоса, в который собирается что попало!"
Нумерологи оцифровали кризис и выяснили, когда и чем он закончится. Натальная карта коронавируса
Денис Яхно: "Не ждите от Государства ничего хорошего!" Новые стратегии для бизнеса - в новом выпуске