Эта статья посвящена прикладной теории музыки для гитаристов. Для понимания материала вы должны владеть азами нотной грамоты, а также иметь самые базовые представления о мажорных и минорных трезвучиях, их обращениях, ладе и тональности.
Итак, увеличенное трезвучие — трезвучие, состоящее из двух больших терций.
Увеличенное трезвучие «естественным образом» появляется на третьей ступени гармонического минора, а также на шестой (пониженной) ступени гармонического мажора.
Стандартное разрешение увеличенного трезвучия сводится к движению его квинтового тона на полтона вверх или вниз, что приводит к образованию тонического трезвучия соответствующего лада в том или ином обращении, а нотные примеры этого вы без труда найдёте в русскоязычной википедии.
Небольшая аппликатурная иллюстрация — на рисунке ниже (без указания номеров ладов, так как схема справедлива для любого лада). Зелёными точками обозначены звуки увеличенного трезвучия.
Если считать, что на первой струне взята седьмая ступень гармонического минора, её движение на полтона вверх приводит к аппликатуре минорного тонического трезвучия (в обращении). Если же считать, что на первой струне взята шестая (пониженная) ступень гармонического мажора, её движение на полтона вниз приводит к аппликатуре мажорного тонического трезвучия (в обращении).
Увеличенное трезвучие является «симметричным» созвучием, потому что в хроматическом звукоряде октава «равномерно заполняется» большими терциями. Таким образом, при попытке построить ещё одну большую терцию от квинтового тона увеличенного трезвучия мы получаем звук, энгармонически равный основному тону, то есть «повтор»:
Отсюда также следует и «невозможность» обращения увеличенного трезвучия. При стандартной попытке перемещения его тонов на октаву в этих целях мы получаем лишь другие увеличенные трезвучия, записанные с помощью энгармонизмов:
Ещё одно следствие — за основной тон увеличенного трезвучия может быть принят любой его звук, что приводит к разным вариантам записи по сути одного и того же созвучия с помощью энгармонизмов (пример выше также это иллюстрирует).
И, чисто аппликатурное следствие — при перемещении аппликатуры увеличенного трезвучия на грифе гитары на большую терцию вверх или вниз (на четыре лада) любое количество раз мы получаем тот же самый звуковой состав. На рисунке ниже любая из трёх аппликатур может трактоваться как созвучие, состоящее только из звуков до, ми и соль-диез (взятых в разном порядке).
Это созвучие является уникальным, поскольку состоит только из консонантных интервалов, но во всех учебниках относится к диссонантным созвучиям (и это, разумеется, правильно). Почему же так получилось?
Впрочем, некоторые исследователи относят увеличенное трезвучие к третьей категории — «неконсонантные» созвучия, то есть не диссонансы, но и не консонансы. Этот аккорд содержит диссонанс — увеличенную квинту, но если разложить его на составные элементы, остаются только большие терции, а увеличенная квинта, энгармонически записанная как малая секста (обращение большой терции), опять является несовершенным консонансом.
Итак, почему же в аккорде, акустически содержащем вроде бы только три консонанса, мы ощущаем «напряжение»? На самом деле, здесь до сих пор не существует безоговорочно общепринятой теоретической позиции. Обычно в теории музыки говорят о восприятии аккорда «в контексте».
Однако, ощущение чисто акустического диссонанса при прослушивании увеличенного трезвучия можно объяснить с помощью обертонов. Ближайший «неоктавный» обертон — чистая квинта через октаву, и он достаточно хорошо прослушивается человеческим ухом.
Очевидно, что квинтовый обертон основного тона увеличенного трезвучия, взятого в тесном расположении (на рисунке выше — соль-бекар, обертон от до), формально составит интервал большой септимы с квинтовым тоном увеличенного трезвучия (если записать соль-диез на рисунке выше как ля-бемоль).
Кроме того, квинтовый обертон терцового тона увеличенного трезвучия (на рисунке выше — верхнее си, обертон от ми) составит интервал большой септимы через октаву с основным тоном увеличенного трезвучия.
Таким образом, мы можем найти в звучании увеличенного трезвучия сразу две скрытых больших септимы, что и создаёт вполне объяснимое диссонантное ощущение.
Традиционно считается, что в эмоциональном плане увеличенное трезвучие создаёт ощущение некоторой «сказочности» или «нереальности» в звучании, и поэтому оно используется композиторами в подобных драматических целях.
Читайте также: Азы септаккордов.