«Когда курить бросишь, с..а», - красовалось на бумажке в спичечном коробке. Мама моей подруги раскрыла ее страшный секрет и решила обсудить это таким образом.
Через две недели, когда моя мама нашла у меня пачку сигарет, я уверенно заявила, что это не мое.
- «Подруга забыла», - не моргнув глазом, я сдала Жанну.
- «Хорошо. Пойдем к ней»
До сих пор помню отчетливо, как у меня тряслись колени. За окном была почти ночь. Я стояла в центре комнаты в доме Жанны в присутствии наших матерей. Это был жесткий воспитательный процесс с монологом о вреде курения. Меня трясло от стыда. За ложь и предательство. И такое неотвратимое разоблачение.
Мне было 16. Ложь матери была моим основным видом деятельности. Я вела абсолютно двойную жизнь. Курить стала, чтобы казаться взрослой и назло маме. Стала ли я примерной девочкой после этой моральной порки? Совсем нет. Свою авторитарную маму я просто исключила из ближнего круга, продолжая безбожно врать и выкручиваться. Пробовала на вкус свободу и взросление так, что до сих пор благодарю Бога за то, что вынес меня на руках из этого периода без существенных потерь и катастроф.
Через 25 лет я рассказала маме некоторые эпизоды моей жизни, пока она каталась по миру, оставляя меня дома одну. У нее даже язык во рту запутался, когда она меня выслушала..
В зрелом возрасте я не обманываю почти никогда. Не потому, что боюсь разоблачения. Просто я не люблю это состояние вранья. Когда там, внутри - напряг. Но вот тот стыд, который я испытывала неоднократно, понизило мою самооценку. А пропасть в отношениях с мамой остается. Веревочный мостик периодически рвется и восстанавливается между нами, но расстояние не сокращается.
Сейчас моему сыну 13. Обманывать любит и умеет с раннего детства. Однажды, мы его ложь раскрыли, буквально предъявив вещественные доказательства. Но он врал, не отступая ни на шаг, даже когда крыть было нечем.
Как-то я задала вопрос психологу на тренинге: «Как заставить ребенка прекратить врать?».
Психолог мне ответила, что самое разумное – не устраивать допрос и расследование. Если он врет, значит испытывает страх. И это защитная реакция. Я последовала ее совету. Обозначала ребенку запреты, объясняла последствия, но даже если он врал, не акцентировала на этом внимание.
Сейчас, в подростковом возрасте мы не потеряли с ним эмоциональную связь и доверие. Он многим делится из своей жизни. Часто ему говорю, что всегда выслушаю и помогу, даже если правда не красивая или страшная. Обещания не всегда выполняет, но ложь из нашей жизни постепенно уходит.
Расскажите о вашем опыте борьбы с ложью в комментариях. Тема актуальная для многих!
Подписывайтесь на канал Другое Отражение и в вашей ленте будут искренние истории.