Первый великий немецкий тренер. Создатель сборной ФРГ, победитель "великих мадьяр" и отец "Бернского чуда".
Тренировал: «Теннис-Боруссию» Берлин(1930-1938), сб. Западной Германии (1932-33), сб. Германии (1933-36) - помощник тренера, (36-42) - главный тренер, "Айнтрахт" Франкфурт (1945-46) - исполняющий обязанности главного тренера, сб. ФРГ (1949-64)
Чемпион мира (1954)
В лице Зеппа Хербергере Западная Германия обрела культовую фигуру, ставшую позже сакральной. Тренер, выигравший для ФРГ ЧМ-54, встал в один ряд с такими немецкими «пионерами» послевоенного времени, как канцлер Конрад Аденауэр или министр экономики Людвиг Эрхарт.
Хербергер заступил на пост тренера сборной в 1938-ом году. Команда, в которой он 2 года проработал ассистентом главного тренера Отто Нерца, была ему хорошо знакома, но идиллия подготовки к Кубку мира 1938 года была разрушена аннексией Австрии со всеми вытекавшими из этого последствиями. Демонстрация этого политического акта должна была иметь место и в спортивной сфере. Таким образом в распоряжении Хербергера оказались две классные сборные, из которых в кротчайшие сроки нужно было сделать одну, что вынуждало идти на серьёзный компромисс. Лёгкая мелодия "венского вальса" со скрипом вписалась в такт "немецкого марша", и чемпионат мира во Франции был провален (в 1/8 финала сборная Третьего Рейха уступила в переигровке Швейцарии Карла Раппана со счетом 2-4). Однако именно вышеуказанной ситуации было суждено определить основные черты тренерской концепции Хербергера, которая начала вырисовываться в ходе его работы со сборной ФРГ уже в послевоенный период, когда бывший "рейсхтренер"стал "бундестренером".
Тренерские идеи Хербергера базировались на соединении трех первооснов, таких как физические кондиции, импровизация и психологическая подготовка. «Бундесзепп» принадлежал к тому небольшому числу тренеров своего времени, которые, выражаясь образно, посматривали за забор Европы. Он был, пожалуй, первым, кто регулярно ездил за океан смотреть Кубок Америки и подмечал новые тренерские методики этого футбольного континента. Хербергер осознавал, что латиноамериканский индивидуализм не приживётся в условиях немецкого менталитета, но был убеждён в реальности создания своеобразной смеси немецкой упорядоченности и таинственного искусства латиноамериканской импровизации. Сборная ФРГ Хербергера постепенно выходила из жёстких границ системы «дубль-вэ», освобождая тем самым для самовыражения индивидуума в рамках коллектива, для инициативы со стороны ведущих игроков. Этот процесс шел параллельно с восхождением звезды Фрица Вальтера, которого Хербергер не выпускал из виду, даже когда тот находился в советском плену во время второй мировой войны (кстати, карьеру Вальтеру спас советский офицер, комендант пересыльного лагеря на территории Румынии и большой поклонник футбол, который смог оценить талант немецкого игрока и отправил его не в лагерь для военнопленных в СССР, а с миссией Красного Креста в его родной Кайзерслаутерн, находившийся после войны во французской оккупационной зоне).
Игровая модель той немецкой сборной напоминала ромашку, сердцевиной которой и был этот футболист. Через Фрица Вальтера проходило большинство комбинаций, число его контактов с мячом переваливало за сотню за матч. По очень похожему принципу был построен великий Уругвай 50-х Хуана Лопеса. Так же, как контролировал игру Вальтер, не выпускал нити игры из своих рук Хуан Скьяффино. Но в отличие от грациозного уругвайца, действующего, как правило, в чужой штрафной, Фритц Вальтер был буквально вездесущ. С ним по задумкам Хербергера должны были смело обыгрываться на каждом участке поля, даже вблизи своих ворот. Фактически Вальтер был прообразом современного центрального полузащитника, важнейшего элемента любой тактической схемы.
Благодаря тому, что Зепп Хербергер делал ставку на проверенные кадры, команда, знавшая немало экспериментов, представляла из себя единое целое. Базовым клубом бундестренер избрал «Кайзерслаутерн», таланты которого регулярно получали приглашение в сборную. Капитан этого клуба и сборной Фриц Вальтер, о котором шла речь выше, пользовался безграничным доверием своего «шефа». Обладающий большим авторитетом в команде Вальтер становится идеальным посредником в системе "игроки-тренер»". Однако на все вышеперечисленные качества сборной Германии можно было смело смотреть скептическим взором, если бы не культура единоборств и значение выносливости, которые Хербергер на века привил всему немецкому футболу. Особого внимания также заслуживает и кадровая политика бундестренера, который в непростой послевоенной ситуации, когда в ФРГ еще не было объединенного чемпионата, сумел провести отличную селекцию и отобрать для сборной не только лучших на тот момент футболистов Западной Германии, но и именно тех игроков, которые подходили под тактические принципы Хербергера. Это и опытный вратарь Тони Турек, вдохновенно отыгравший на чемпионате мира 1954 года и в 35 лет вошедший в число лучших вратарей мира, и защитники Вернер Кольмайер, Юпп Позипаль и Вернер Либрих, для которых лучшими матчами в карьере стали решающие матчи чемпионата мира, и полузащитники - быстроногий Хорст Эккель и жесткий Карл Май, и, современные динамичные нападающие Хельмут Ран, Макс Морлок, Оттмар Вальтер, и, конечно, бывший вездесущим на поле, лидер той команды Фриц Вальтер.
Чемпионат мира 1954 года стал важным этапом в развитии футбола. Если в Бразилии в 1950 году турнир прошел скорее под знаком радости от возвращения большого футбола после второй мировой войны чем был парадом ярких команд и демонстрацией новых тактических идей (пожалуй только Уругвай и Бразилия, чье футбольное хозяйство не пострадало от войны, выглядели по-настоящему интересными командами), то чемпионат мира в Швейцарии стал настоящим прорывом в истории футбола, поднявший игру на невиданный ранее уровень профессионализма. Сборные Венгрии и Бразилии привезли тактическую новинку схему "4-2-4" в разных вариациях, как и четыре года назад в умный и элегантный футбол играла сборная Уругвая, Югославия была представлена едва ли не лучшей сборной за всю свою славную послевоенную историю, да и Австрия, хотя и потерявшая блеск эпохи "вундертим" все ещё оставалась мощной и опытной командой. В такой компании сборная ФРГ, укомплектованная игроками мало известными за пределами Германии, к фаворитам не относилась.
Группа (ФРГ, Венгрия, Турция, Южная Корея), в которой оказалась команда ФРГ (по иронии судьбы будущие финалисты чемпионата мира ФРГ и Венгрия оказались в одной группе) была самой яркой на турнире. Тот факт, что во всех матча этой группы был зафиксирован крупный счет, говорит о многом . Ключевым для западных немцев стал матч с Венгрией, в котором "мадьяры" разбили подопечных Хербергера со счетом 8-3. Даже в этом, провальном, в целом матча, немцам удалось показать характер: проигрывая 1-8 по ходу встречи, они смогли забить два гола в концовке. В том матче произошло еще одно событие, оказавшее влияние на ход всего турнира: немецкий защитник Либрих нанес травму Ференцу Пушкашу, пожалуй лучшему нападающему того турнира, после которой венгр смог восстановиться (да и то не полностью) только к финальному матчу. Этот разгром от Венгрии стал поводом для психологической встряски, которую устроил футболистам команды Хербергер. Опытный тренер зачитывал игрокам во время собрания возмущенные письма от болельщиков, которые в сложный период послевоенной разрухи чувствовали себя обманутыми и преданными футболистами национальной сборной. Данный прием возымел успех и в дополнительном матче за второе место в группе ФРГ разбила Турцию со счетом 7-0.
В 1/4 финала подопечных Хербергера ждала встреча с Югославией Александара Тирнанича, укомплектованную такими мастерами, как Владимир Беара, Златко Чайковский, Ивица Хорват, Вуядин Бошков, Райко Митич, Бернард Вукас, Степан Бобек, Бранко Зебец, Милош Милутинович. В этой игре проявилось во всей красе одно из главных качеств немецкого футбола в целом, и сборной ФРГ, то есть Die Manschaft, в частности. Это умение в любой ситуации сражаться до последнего и умение двигаться к намеченной цели, не взирая на неблагоприятные факторы. Казалось бы югославы играли острее, тоньше, создали больше голевых моментов, но немцы, играя по счету (в самом начале встречи Хорват забил в свои ворота, сделав подарок сборной ФРГ), методично гнули свою линию и в конце встречи гол Рана отправил талантливую балканскую сборную домой. В полуфинале же подопечных Хербергера ждала весьма солидная сборная Австрии и в матче с ней зрители увидели совершенно другое лицо команды ФРГ. Игра против юго-восточных соседей стала триумфом комбинационного атакующего футбола немецкой сборной и бенефисом братьев Вальтеров, сделавших по дублю. Счет 6-1 не оставил никаких вопросов относительно справедливости выхода сборной ФРГ в финал Кубка мира. Последующий финал против национальной команды Венгрии вошедший в историю футбола под названием "Бернское чудо" стал не просто одним из эпохальных матчей в истории западногерманского футбола, но и одним из важнейших событий в истории Федеративной Республики Германия. На самом деле, хотя результат матча с "великими мадьярами" (3-2) и стал неожиданностью, особенно после 3-8 на групповой стадии, считать его чудом можно лишь с точки зрения общественно-политического значения для ФРГ, поскольку в самой победе команды Хербергера ничего чудесного не было. Напротив, она стала результатом методичной и планомерной работы главного тренера по созданию механизмов командной игры, способных нейтрализовать даже самых искушенных в тактическом и техническом плане противников.
Наверное, в общем и целом, сборная Венгрии великого реформатора футбольной тактики Густава Шебеша была посильнее ФРГ Хербергера (показательно, что в символическую сборную турнира попало шесть венгерских футболистов и только два немца), но на скоротечных турнирах, таких, как Кубок мира, побеждает обычно не тот, кто сильнее, в принципе, а тот, кто сильнее на данный момент, в данной конкретной ситуации. К тому же ФРГ постепенно прибавляла от матча к матчу, а венгры, громившие всех подчистую на групповой фазе турнира, и выглядевшие гораздо тяжелее в матчах плей-офф против Бразилии и Уругвая, к финалу, что называется уже "ехали с ярмарки". Немецкий наставник просчитал ход финального матча почти идеально, разменяв разрушителей Карла Мая и Вернера Кольмайера на венгерских форвардов Шандора Кочиша и Золтана Цибора, которые, при не совсем здоровом Пушкаше, должны были стать главной атакующей мощью команды Шебеша. Несмотря на то, что венгры в начале встречи вроде бы ошеломили своими атаками защитные порядки ФРГ (уже к 8-й минуте благодаря голам Пушкаша и Цибора "мадьяры" вели 2-0) подопечные Хербергера спокойно продолжили выполнять план тренера на игру и вскоре были вознаграждены (на 10-й минуте Морлок отыграл первый мяч, а на 18-й Ран сравнял счет). Уже в самом конце встречи (на 84-й минуте) Ран забил второй гол, который и принес ФРГ первый чемпионский титул в истории. Можно сколько угодно сетовать, на травму Пушкаша, "волшебное" спасение Турека после удара Цибора, то есть те факторы, которые сыграли за немцев. Однако, основная и безоговорочная заслуга в победе пренадлежит Хербергеру, и заключается в том, что он создал и просчитал саму возможность победы над венграми, причем как в тактическом плане (непосредственная установка на финал), так и в стратегическом (весь ход турнира, во время которого команда ФРГ развивалась, взрослела и мужала).
Следующие чемпионаты мира 1958 и 1962 команда «Бундесзеппа», хотя и не провалила, но провела без особого блеска. Хербергер стремился "остановить мгновение", приглашая в сборную героев 54-ого, даже пытаясь уговорить 42-летнего Фритца Вальтера вернуться в команду. Но основной жизненный успех для Вальтера как игрока и Хербергера как тренера был уже позади. Хотя именно при нем в сборной появились лидеры уже нового поколения, такие как Ханс Тилковски, Карл-Хайнц Шнеллингер и Уве Зеелер.
Хербергер раз и навсегда положил конец мучительному поиску немецкой национальной идеи в футбольной плоскости. Именно он сформулировал принципы, ставшие на долгие десятилетие базовыми для сборной ФРГ и, пожалуй, всего немецкого футбола. Это отличная физическая подготовка, дисциплина, командный дух, боевитость, умение бороться до конца и использовать максимально эффективно слабые стороны противника
В сознании немецких болельщиков навсегда застыл образ великого мудреца, в обычной работе которого просматривалось магическое начало, и простые фразы которого мгновенно становились афоризмами.