Мы решили продолжить собирать воедино нашу семейную летопись, упорядочивая и записывая то, что помним, оставляя потомкам. Дальше в планах собрать исторические фотоальбомы и сделать на стене семейное древо.
В этой статье речь пойдёт о корнях Катиных, по линии её папы. А точнее, а папиной маме Вере Николаевне.
О её супруге, папином папе и моём деде, известно лишь что он - Сидоров Иван Егорович (1920-1979) и какое-то время работал шофёром в Кремле.
Я, к сожалению, свою бабушку Веру не помню. Родилась она в далёком 1927, в январе, 20-го числа. И к концу лихих 90-ых была уже солидного возраста. Так сложилось, что мои мама и папа расстались, когда мне было год, а когда шёл пятый, её не стало. Ну, хоть она меня видела. Видеть внуков и знать, что у тебя есть продолжение - это счастье.
У бабушки была брат Николай, Александр и сестра Анна. Сейчас все родственники (их потомки) между собой дружны.
Теперь, наверное, уже не удастся выяснить, почему её родители перебрались в Поволжье с родного Дона. Отец Веры - Николай Никитович (1901 г.р.), призывался уже с села Николаевка Свердловского района Саратовской области. К сожалению, по официальным данным в 1943 он пропал без вести. Про маму Веры - Фелипущенко Агрипину (в документах Аграфена) Афанасьевну известно лишь, что она с села Михайловка. А где было это село - в каком районе, какой волости, и осталось ли оно сейчас или уже лесом поросло - никому не ведомо.
У Никиты и Агрипины, кроме сына Николая, были ещё дети - Яков (1903г.р.) - он попал в плен 1942, и Василий.
Николай Никитович пропал без вести в 43, последней вестью от него была фото с боевыми товарищами и с подписью от 3-го марта 44(!) из Вышнего Волочка (где мы живём сейчас и откуда родом мой муж!). Фамилии его здесь мы нигде не нашли, хоть искали на всех братских могилах того времени.
А вот и оборотная сторона фото с памятной надписью.
Казачества своего Вера не забывала. Папа рассказывал, что соблюдала она определённые ритуалы, заведённые в семье.
Напоминание об одном из семейных обычаев осталось до сих пор. Когда папа уходил в армию (считай, на войну) по традиции, бабушка посадила дерево возле дома, маленькую такую веточку, "Прутик" вырос, и недавно, побывав у него в гостях, я любовалась этой большой и очень красивой берёзой. Знаете, она, посаженная рукой бабушки воспринимается иначе - как любимого питомца легко выделить среди ему подобных.
Очень интересные ощущения, и отвлекаясь от темы, скажу - мы решили повторить. В том доме, где мы жили, когда родился старший сын, той же весной понавсходили семена старого клена, что рос под окнами. И мы, переезжая оттуда, забрали Ваниного "одногодку" с собой. Теперь он уже намного выше самого Вани. Сын всё каждый раз меряется с ним - не догоняет ли он в росте клёник.
Характер бабушки, по его словам, был весьма твёрдым, скажет, как отрежет. Начальственно, по-командирски. Ещё бы, не из простых казаков она родом - атаманы у нас с семье сплошь и рядом. Фамилию свою древнюю казацкую после свадьбы менять она не стала, и вопреки мнению мужа сына записала на свою. Даже новую жену папе она сама выбрала - в традициях есть такое, что родители невесту сыну сватают.
Мама утверждает, что она, живя у своей свекрови, не раз случайно замечала, что та колдует, и постоянно что-то бормочет. Так это было, или не так, неизвестно, но ведь многим невесткам их свекрови кажутся лютыми ведьмами и невинное старческое бурчание - страшными заговорами. Хотя слухи, что бабушка весьма сведущая в таких делах, ходили и по посёлку - даже я их слышала про свою бабку от совсем сторонних людей. Опять-таки - слухи тоже бывают сильно преувеличены и даже порой искажают реальность.
Вот, к сожалению, и всё, что я знаю о своей бабушке Вере. А хотелось бы больше.
Семейные хроники. Катин прадед по маминой линии
Семейные хроники. Прадед Ильи по папиной линии
Если можете, подскажите, как можно выяснить о своих корнях!