Я недавно писала о том, что люблю свою работу, нахожу в ней массу плюсов и уходить из преподавания совершенно не собираюсь. Однако если я когда-нибудь уволюсь, то возможные причины указаны ниже.
Человеческий фактор
Работая учителем, я весьма плотно общаюсь с:
- 120-150 учениками, каждый из которых проходит очередной этап кризиса переходного возраста;
- 30-40 родителями этих учеников;
- 5-6 непосредственными начальниками: директор, несколько завучей, руководитель направления;
- 30-40 коллегами.
Это весьма много людей, интересы многих из которых не совпадают с моими. Так что конфликты практически неизбежны. Большинство из них быстро разрешаются и не создают проблем, но иногда получается задорненько. Так что если когда-нибудь я в сердцах напишу заявление об увольнении, скорее всего, дело в этом.
Педсоветы
Каждый раз, уходя с педсовета, я хочу отправиться прямиком в отдел кадров.
Во-первых, педсоветы всегда очень долгие. Нужно обсудить кучу вещей, большинство из которых лично тебя не касаются. И вот сидишь ты пару часов в душном помещении после окончания рабочего дня, а тут ещё кто-нибудь из коллег решил поспорить на какую-то свою тему... Не способствует повышению настроения.
Во-вторых, учителя, собираясь вместе, создают самый галдящий и перебивающий ведущего коллектив из возможных. Серьёзно, выступать перед аудиторией педагогов хуже, чем в любом, самом трудном, классе.
В-третьих, именно на педсоветах ты узнаёшь всю жесть, которая творится в школе. Что мальчик Петенька из 10 класса ушёл в запой, например. А девочка Машенька из 8 "А" перестала учиться, потому что сбежала из дома с сорокалетним мужиком. Почему его не посадят? А потому что Машеньке вообще-то уже 18 лет, и этот восьмой класс у неё отнюдь не первый. И да, Светочку из 11 "Б" мы аттестуем по всем предметам, а то её родители нам душу вынут, за то, что мы поклоняемся Сатане. Где связь? Поверьте, они найдут, вот когда я последний раз с её мамой беседовала... (Истории художественно преувеличены, но суть именно такая).
Ну и, наконец, в-четвёртых, именно на педсовете ты встречаешься с огромным количеством коллег, абсолютно все из которых сейчас в плохом настроении. Поэтому именно во время педсовета ты с наибольшей вероятностью поругаешься с соседкой по кабинету и выслушаешь пару ласковых от завуча.
Дежурства в коридорах
На перемене мне нужно подготовиться к следующему уроку: стереть с доски лишнее и написать нужное, задать ушедшему классу домашнее задание, найти тетради для контрольных... А ещё, может быть, выпить чашку чая. Обновить помаду. Или до туалета дойти. Но не тут-то было.
Пару раз в неделю перемены следует проводить в коридоре, наблюдая за детьми. Но это ещё полбеды.
В какой-то учебный год я и мои коллеги по очереди дежурили у мужского туалета с целью предотвращения курения в оном. Мало того, что стоять по 15 минут у мужского туалета и принюхиваться, - пожалуй, самое идиотское, что я делала в жизни. Особенно учитывая мой хронический насморк. Но тут ведь такой момент... Допустим, я чувствовала запах. И что? Предполагалось, что в этот момент я возмущённо врываюсь в мужской туалет и ловлю парня с поличным. Ага, в окружении писуаров и пользующихся ими школьников. Потрясающе, правда?
Кожа рук
У меня очень сухая кожа на руках, и даже сейчас, сидя дома, я периодически страдаю от трещин на пальцах. Но когда приходится по 5-6 часов ежедневно контактировать попеременно с мелом и мокрой тряпкой... В общем, если я захочу когда-нибудь узнать, каково это - делать маникюр и не морщиться от боли, - придётся сначала уйти из школы.
Проверка тетрадей
Если меня вдруг читает кто-то из бывших учеников, то наверняка они сейчас хмыкнули: "Так вы их и не проверяете!" Это не совсем правда. Тетради для проверки копятся с ужасной скоростью и, по-хорошему, надо тратить на это по 1-2 часа ежедневно. И это, наверное, самая неприятная часть непосредственно учебного процесса.
Основные причины закончились. Повторюсь: на мой взгляд, они более чем окупаются плюсами.
А что вы не любите в своей работе? Может, коллеги дополнят мой список? Что бы вы изменили в школе, дай вам волю?