Иван Иванович Михельсон, к великому сожалению, оказался одним из многих российских генералов незаслуженно позабытых, а также лишенных заслуженной славы и должных почестей. До сих пор большинство россиян уверены, что восстание Емельяна Пугачёва усмирил знаменитый и легендарный полководец Александр Васильевич Суворов. Однако на самом деле самый опасный и кровавый мятеж в истории Государства Российского ликвидировал скромный и мало кому известный тогда подполковник Иван Иванович Михельсон.
Иван Иванович Михельсон происходил из дворян Лифляндской губернии (сегодня Латвия и часть южной Эстонии). Примечательно, что дед его служил шведскому королю Карлу ХII и погиб в битве под Полтавой, а отец стал полковником русской армии. Иван получил домашнее образование, после чего стараниями отца в 1754 году был зачислен рядовым в Лейб-гвардии Измайловский полк. Действительную службу Михельсон начал в 1756 году, переведясь из Лейб-гвардии в 3-й мушкетерский полк в чине поручика.
Боевое крещение он получил в ходе Семилетней войны (1756-1762 гг.). 25 августа[1] 1758 года в сражении против прусаков под Цорндорфом Иван Иванович был ранен штыком в голову. 12 августа 1759 года Михельсон отличился в битве при Кунерсдорфе, получив тяжёлое ранение и две контузии. Войну закончил в чине капитана. Его Астраханский гренадерский полк способствовал капитуляции крепости Кольберг 16 декабря 1761 года.
Во время русско-турецкой войны (1768-74 гг.) Иван Иванович сражался в составе Каргопольского карабинерного полка, отличившись в битве при Кагуле (1 августа 1770 года). За образцовую службу и отвагу Михельсон был произведён в секунд-майоры.
В 1771 году его полк был отправлен в Польшу подавлять восстание конфедератов. Иван Иванович участвовал в разгроме поляков при Радоме, отличившись во время штурма Краковского замка. За свои боевые заслуги он был пожалован чином премьер-майора. «Майор Михельсон более всех, по его искусству, отряжаем был противу мятежников в поле, и от успехов его получил себе великую славу», – так в своих записках много лет спустя записал Александр Васильевич Суворов.
В сентябре 1772 года Михельсон уже в звании подполковника стал заместителем командира Санкт-Петербургского карабинерного полка. В декабре 1773 года он был отправлен в распоряжение генерал-поручика Александра Ильича Бибикова, который руководил правительственными войсками, выделенными для подавления восстания Емельяна Пугачева в Поволжье и на Урале.
К театру боевых действий Михельсон прибыл в марте 1774 года. Уже 4 апреля у деревни Чесноковки (под Уфой) войска подполковника Михельсона разбили сильный отряд главных сподвижников Пугачёва – Чику-Зарубина и Салавата Юлаева. 12 апреля «Главная армия» под началом самого Пугачёва была разгромлена Иваном Ивановичем у Сакмарского городка. Михельсон начал неотступно преследовать главаря повстанцев, который постоянно пополнял ряды своих войск за счёт местного населения, а также изменивших присяге казаков и солдат.
2 июня Михельсон настиг Пугачёва у деревни Подпиковой и полностью разгромил его. Мятежник сумел бежать и закрепиться на берегу реки Ая, но и там настойчивый подполковник нанёс ему поражение. Пугачёв направился в сторону Челябинской крепости, где объединился с яицкими казаками и башкирской конницей, которую привёл Салават Юлаев. В бою у деревни Лягушкиной Михельсон вновь рассеял повстанцев, но Пугачёв сумел уйти на Каму.
23 июля 1774 года 20-тысячная армия после штурма Пугачева ворвалась в Казань, гарнизон заперся в казанском кремле. Михельсон вовремя пришёл на выручку казанцам. В ходе боёв 24-25 июля на Арском поле и у предместий Казани полки Ивана Ивановича совершено разгромили мятежников. Пугачёв, потеряв 2000 человек погибшими и 5000 пленными, всего с тремя сотнями казаков едва-едва успел уйти в сторону Царицына. У его окрестностей Михельсон ещё раз настиг восставших.
В решающей битве 4 сентября у Сальниковой ватаги (в 40 верстах от Черного Яра) Пугачев был окончательно и полностью разбит. Его урон составил 2000 убитыми, 6000 пленными, а также 24 орудия, около 600 подвод с припасами и различным имуществом. Михельсон потерял лишь 16 человек убитыми. Вскоре после этого поражения приближенные Пугачева схватили его и выдали правительственным войскам.
За огромный вклад в победу над Пугачевым императрица Екатерина II произвела Михельсона в чин полковника и наградила золотой шпагой, украшенной алмазами. Кроме того, Иван Иванович был награждён орденом Святого Георгия 3-й степени, 10 000 рублями и имением в Витебской губернии с тысячью крепостных душ.
«Господин полковник Михельсон, неутомленные ваши труды в преследовании государственного злодея, усердие ваше и храбрость, с которой вы сего изверга многократно поражали, всякой похвалы достойны; вы мне и государству не только знаменитейшие заслуги тем самым показали, но и роду человеческому, избавляя оный от лютейшего тиранства. Сия ваша служба без знатного награждения не может впредь оставаться; но на первый случай посылаю к вам, военному человеку, необходимую вещь – шпагу; алмазы на ней изображают отличные ваши заслуги. Продолжайте как начали. Бог да поможет вам, а я навсегда остаюсь к вам доброжелательна», – таково было содержание рескрипта российской императрицы.
Получив расположение Екатерины II, Михельсон смог сделать блестящую военную карьеру. В начале октября 1779 года Иван Иванович был произведён в чин генерал-майора и награждён орденом Святого Александра Невского. В 1781 году он также сал премьер-майором Лейб-гвардии Конного полка. 3 октября 1786 года императрица пожаловала Михельсона чином генерал-поручика.
С началом войны против Швеции в 1788 году Иван Иванович возглавил корпус, входивший в состав генерал-аншефа В. П. Мусина-Пушкина. В кампанию 1789 года генерал Михельсон взял штурмом Кири и Христину (11-12 июня) и Сен-Михель (18 июня). В конце августа 1790 года, по случаю победы над Швецией, императрица пожаловала Михельсону знаки ордена Святого Александра Невского, украшенные бриллиантами.
«Иван Иванович Михельсон был роста среднего, дородный; имел лицо круглое, приятное, глаза быстрые, нрав пылкий, сердце доброе; в обхождении со всеми приветлив, чрезвычайно учтив; первый партизан на бранном поле, искусный кавалерист и вместе ловкий царедворец», – таким генерал запомнился своим современникам на пике своей военно-политической карьеры.
После воцарения Павла I Иван Иванович оказался в числе немногих, кому удалось избежать опалы своенравного и эксцентричного императора. По его приказу Михельсон был назначен шефом Глуховского кирасирского полка. Более того, Павел I в 1797 году произвёл Михельсона в чин полного генерала от кавалерии и назначил его шефом Смоленского драгунского полка. Незадолго до своей гибели император сделал Михельсона губернатором Крыма.
Новый государь – Александр I также ценил Ивана Ивановича. В 1803 году император назначил Михельсона военным губернатором нынешней Белоруссии. Осенью 1805 года во время участия России в третьей антифранцузской коалиции Михельсон был назначен командующим резервной армией, расположенной на западной границе. За свои административные успехи генерал был награждён орденом Святого Андрея Первозванного.
С началом очередной русско-турецкой войны в октябре 1806 года Михельсон был назначен главнокомандующим 35-тысячной Днепровской армией. Через три месяца генерал успешно овладел турецкими крепостями Хотин, Бендеры, Аккерман, Бухарест и начал осаду Измаила. В кампанию весны 1807 года корпуса Днепровской армии вытеснили турецкие войска за Дунай.
17 августа 1807 года незадолго до заключения перемирия с турками Иван Иванович Михельсон скончался в Бухаресте в возрасте 67 лет. Он был похоронен в своем имении селе Иваново, что расположено близ города Невель (тогдашняя Витебская губерния).
«Многочисленные раны, полученные им в младших чинах, свидетельствуют о том, что он всегда находился в самом пылу боя и себя не жалея. Даже при конце боевого поприща Михельсона, во время турецкой войны 1807 года, эта блистательная храбрость увлекала его, 67-летнего старца, не только за пределы благоразумия, но и за пределы исполнения обязанностей главнокомандующего. Во время осады Измаила, постоянно тревожимой турецкими вылазками, Михельсон, нередко сам, обнажив саблю, бросался во главе своей кавалерии на дерзкого неприятеля.
Неутомимая деятельность его и настойчивость всего блистательнее проявилась во время пугачевщины и увенчались такими результатами, которые обессмертили имя Михельсона. Только обладая такими качествами, каковыми обладал он, можно было успешно действовать против стоглавой гидры мятежа 1774 года. С необычайною личною храбростью и деятельностью Михельсон соединял благодушие, приветливость со всеми и замечательную заботливость о своих подчиненных», – таким предстаёт образ отважного генерала от кавалерии Ивана Ивановича Михельсона в изображении военного российского историка Ивана Ивановича Ореуса.
[1] - даты в тексте приводятся по новому стилю.
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)