Найти тему
Будни обывателя

ОЧКАСТЫЙ ЧАСТНЫЙ СОБСТВЕННИК…

Рынок в Петропавловске-Камчатском в районе шестого километра.
Рынок в Петропавловске-Камчатском в районе шестого километра.

На кухне по душам

Заголовок, конечно, не совсем подходит к теме материала, но что-то где-то рядом. Владимир Высоцкий в этой песенке имел в виду частника-автомобилиста… Я же хотел написать о частниках за рыночными прилавками, о бабульках вдоль обочин и прочих плодовоовощных отношениях в нашей отчизне.

Еще недавно мне казалось откровенной глупостью отрицательное отношение американских властей к различной съедобной растительности на личных подворьях своих граждан. Ну чего, казалось бы, плохого в том, что граждане будут растить у себя в огородах морковку с редиской и употреблять все это в свое удовольствие. А вот нельзя и все – в магазине покупай… И это все как-то объясняется, но не совсем внятно.

В нашей стране дачнику с частником препятствия, конечно, чинятся, но как-то вяло, так что они присутствуют и на официальных и на неофициальных рынках… да и просто по домам развозят свою продукцию.

Еще в дикие девяностые годы как-то покупал я на городском рынке сметану у бабульки божий одуванчик. Ну и с юмором иногда спрашивал, как звать то ее корову, из молока которой такой вкусный продукт получается. А она почему-то смущалась и ничего мне не отвечала… Не отвечали и другие сметаноторговки на том же рынке.

Ответ оказался прост до изумления. Все эти миленькие бабули, торговки сметаной, элементарно закупались своим продуктом в киоске молокозавода, который ближе к обеду уже не работал, потому что продукция заканчивалась (это мне сказали другие торговки). Киоск находился на том же рынке в двух десятках метров от торговых рядов. Таким макаром сметана из государственной превращалась в частную (разлитая из больших банок в маленькие) и увеличивалась в цене в два, а то и в три раза.

Еще очень интересное явление недавно существовало на трассе Петропавловск-Паратунка. Там частники, проживающие вдоль дороги выставляли на обочине ведра с картошкой на продажу. Ты останавливаешься, хозяин выходил и продавал нужный тебе корнеплод. Несколько раз я останавливался, желая купить картошку подешевле… Но всегда оказывалось, что эта картошка стоит дороже, чем картошка такого же частника на рынке в Петропавловске… Почему корнеплоды этого продавца, которые он продает прямо у своего участка, не затрачивая средств на перевозку и рыночные сборы, стоят дороже таких же на рынке, загадка для меня по сию пору, хотя с тех времен прошло уже много лет.

То же самое происходит и на осенней ярмарке в Елизове, там вся продукция совершенно не дешевле, чем в Петропавловске (от Елизова до Петропавловска 30 километров).

А я как-то поинтересовался у продавщицы картошки, что это за такая нелепость продавать ее по завышенной цене? А она мне показала свои руки… грубые, потрескавшиеся и грязные…

Я тоже когда-то сажал картошку, весь процесс знаю не понаслышке. И вот с учетом поездки на участок в течение 5-6 раз за сезон (Петропавловск- Елизовский район, около 100 километров в обе стороны), себестоимость килограмма у меня не превышала 15-20 рублей… На ярмарке килограмм продавался по шестьдесят… Так эта картошка росла на огороде, расположенном возле дома, то есть транспортной составляющей в ее себестоимости почти не было… Вот такая, ять, арифметика.

Рыночные овощные ряды.
Рыночные овощные ряды.

Да, я согласен, сельхозработы – это очень тяжелый, грязный и неблагодарный труд… Но сейчас у нас в стране никто не заставляет работать человека без его на то согласия. Хочешь работай на земле, не хочешь – не работай… Но если, уж, ты взялся за это дело, то нужно заниматься этим ответственно и с душой… А без души ничего не вырастет и не зацветет. Однако подобное отношение к сельхозпроизводству существует в уме только того агрария, который выращивает фрукты-овощи для себя и для своих близких (если хочет питаться здоровыми овощами). Если же этот мелкий землевладелец растит овощи для продажи… то все, ни о каком качестве здесь не может идти речи…

Если есть возможность напичкать фрукты и корнеплоды органикой, фосфатами и хлоридами так, что никто этого не заметит, а урожайность повысится вдвое, то этот аграрий обязательно воспользуется подобным случаем, и ему будет совершенно плевать, каким образом съеденная продукция с его огорода повлияет на организм покупателя… Потому что этот аграрий в душе конкретно отделяет себя от какого-то далекого горожанина, который живет в тепле и холе, идет на работу через чистый подъезд по асфальту… а то и едет на своей машине… У НЕГО РАБОТА В ОФИСЕ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ… А аграрий всю жизнь в грязи, холоде, на улице или в не отапливаемых свинарниках и коровниках, на тракторе с сеялкой и культиватором… под трактором в мазуте и солидоле…

«ПУСТЬ ЖРУТ ТО, ЧЁ ДАЛИ… Ничего с ними на станет, с этими городскими пижонами…»

Вот поэтому мелкий частник обязательно разбавит молоко водой, в мед добавит сахар, а в корм для птицы – стимуляторы роста.

Как-то захотелось купить к Новому году домашнюю утку. На рынке некая фермерша всучила мне двухкилограммовую птицу местами желтую, местами белую, но убедила, что лучше я ничего не куплю… Однако желтизна с птичьей тушки смылась под краном, а после шестичасового томления в печи на столе оказались шкура, жир, кости (не кости, а натуральные мослы) и жилы крепостью восьмимиллиметрового корабельного фала в форме птичьей тушки… Мясо фрагментами встретилось только на голяшках… даже на грудке его не было (только жир кожа и жилы). Вот такая выросла на Камчатке фермерская птичка… и купил я ее совсем не дешево.

Будучи прошлым летом в Светлогорске Калининградской области покупали пару раз клубнику у бабулек на центральной улице… В стакане оба раза хорошей клубники было только четыре-пять ягод, лежащих сверху, дальше – одна гниль. Официальный торговец фруктами сказал, что эти бабульки так же, как и он закупаются в оптовом магазине и берут уже уцененную ягоду (продавали эту ягоду бабульки дороже, чем в киоске). Однако позиционировали эти бабушки клубнику, как собранную утром на своих дачах…

Вот поэтому, граждане, я стараюсь ничего не покупать у неорганизованного частника… И хотя, конечно, сельхозпредприятия тоже стараются как-то схимичить, покупателя обжулить, обдурить… Да вот только за этими предприятиями есть хоть какой-то надзор, на них даже можно кому-нибудь пожаловаться (и от этого, возможно, будет толк). А перед частником мы, в основном, бессильны и беззащитны, и надежды на совесть этих аграриев, похоже, нет.

Я порой тешил себя фантазией, что или фермер, или совхоз-колхоз установит у себя в хозяйстве видеокамеры и будет показывать всем желающим за небольшую денюшку или по договору последующей покупки (что-то типа фьючерсной сделки) все, что творится у него на ферме: как кормят коров, как их доят, как растет рассада в теплице, как дела на птичнике, сколько вспахано зяби, как колосятся озимые… и прочая… Чтобы отвечал фермер или председатель, или директор за все происходящее у него на предприятии, чтоб доярки были в белых халатах, розовощекие и веселые, а трактористы трезвые и рукастые… И коровы были тучные и стояли в чистоте, а не по брюхо в навозе… кони весело ржали, пчелы жужжали, а крестьянки после смены распевали песни под гармонь… А ты сидишь дома (или на работе) и видишь по Интернету, как наливаются соком твои помидоры и огурцы в арендованной теплице. Все открыто… все на глазах…

Мне кажется, у такого предприятия всю продукцию раскупили бы уже в январе.

Герои "Плоского мира" Терри Пратчетта (Себя Режу Без Ножа Достабль в центре).
Герои "Плоского мира" Терри Пратчетта (Себя Режу Без Ножа Достабль в центре).

А пока этот небольшой сектор российской экономики можно представить, как бизнес героя нескольких книг великого английского писателя 21 века Терри Пратчетта Себя Режу Без Ножа Достабля, уличная еда которого (бутерброды, хотдоги и пирожки) разбегались, разлетались или уползали от купившего их клиента, а сам несчастный едок хорошо если после употребления в пищу такой, якобы, еды просто корчился на земле от желудочных колик… и это самое безобидное, что могло с ним случиться... Иной раз бывал и более тяжкий исход.

Иван ТРОФИМОВ.

https://ridero.ru/books/v_sumerkakh/