Найти тему
ВИКТОР КРУШЕЛЬНИЦКИЙ

ГОВОРЯ О ПРИРОДЕ НЕРАВЕНСТВА В УЧЕНИИ МАРКСА

(небольшие заметки о Марксе)


.

Карл Маркс ,много, что понял, но может быть не все до конца осознал. На самом деле неравенство меж людьми - носит не социальный, (как казалось Карлу Марксу) а онтологический , изначальный характер, которое капитализм только усилил, выявив его во всей своей откровенности, во всем своем зле, приведя мир к такому состоянию, в котором, в нем, с времен библейского грехопадения сила и власть окончательно закрепились за материей , за телесностью , и за деньгами. Карл Маркс понимал онтологический , бытийственный характер неравенства только интуитивно, (отсюда, может быть, и мессианизм его учения, сближающий его со слогом библейских пророков, и его духовная , провидческая мощь) , однако, он не понимал этот характер неравенства и угнетения сознательно, на уровне философского дискурса , на уровне своей диалектики , не смотря на то, что к этому пониманию был ближе Гегель. Потому, подлинное прочтение и полное понимание Маркса невозможно без Гегеля , без немецкого идеализма , который питал не только Маркса, но и весь философский марксизм.

Однако, возможно, что Маркс , просто, полагал, что с устранением неравенства социального - устранится и неравенство онтологическое, в той мере, в какой при коммунизме, это неравенство преобразится в пользу разнообразия , или богатства - в многообразии мира и культуры. Интересно , что это же интуитивно понимал и Делез, любящий разнообразие, хотя и любящий его анархическим образом. Неравенство , эксплуатация, и власть денег - печать падшести мира. Потому, об онтологическом неравенстве говорит и все Евангелие, все христианство, включая и слова о том, что "последние станут первыми". И конечно, преобразиться это неравенство может только религиозно .

А говоря определеннее - только в христианском ключе.

СОХРАНИЛИСЬ БЫ ПРИ КОММУНИЗМЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

.

С точки зрения Маркса, коммунизм совсем не есть утопическое состояние общества в котором не было бы противоречий. Карл Маркс, как философ гегельянского направления, понимал что где нет противоречий, нет и роста, нет и развития. Если бы на земле наступил коммунизм, это не значит, что все противоречия в обществе бы, сразу исчезли. Но они бы, разрешались через высокую, или положительно интересную людям культуру, способствуя росту человеческого самосознания , (а не его понижению, и росту бедности) через социальные преобразования, через область образования, через область творчества и труда. Противоречия в обществе должны работать на рост и на развитие - выражая себя в искусстве, но они не должны заглушаться примитивной поп- музыкой с ее "пусси-мусси", как происходило это в девяностых, и как происходит это, к сожалению, и сейчас. Культура - не просто отдых и досуг . Это и духовный двигатель социальной жизни людей, меняющий состояние общества к лучшему. Это не значит, что культуру нужно сводить к ее социальному статусу, как хотел того Виссарион Белинский. Однако, это тем более не значит, что культурой, (как духовным накопителем соборного человеческого опыта ) - следует пренебрегать.

-2