Я выросла в многодетной семье. Нас было трое у мамы. Они с отцом расстались, когда мы были еще маленькие.
Но официально мама с папой не разводились. И у мамы в паспорте очень долго стояла печать о регистрации брака. Отец с нами не жил, и у него была другая семья. Но он тоже не предпринимал никаких попыток, чтобы оформить развод. Так и жили мои родители за тысячу километров друг от друга, официально женатые, но фактически в разводе.
Мама растила нас одна. Конечно, она была молода и ей хотелось найти мужчину, который был бы ей опорой и помогал растить нас. Но все попытки найти хорошего человека оказывались неудачными. И она снова оставалась одна.
Конечно, маме было нелегко. Она постоянно работала, чтобы мы ни в чем не нуждались. Отец платил алименты, но это были крохи. Так как он жил в селе, то хорошие деньги мы получали только один раз в году в сезон уборки. Да и то, если был хороший урожай. Так как нас было трое, то у отца высчитывали 50% от зарплаты. Когда брату исполнилось 18 лет, с отца стали удерживать 33% на двоих детей. И потом уже 25% только на младшую сестру.
Наша семья считалась многодетной. И от государства полагались определенные льготы.
Помню, детский садик мы посещали совершенно бесплатно. Не знаю, как другие, но за питание мы не платили. Некоторое время даже ходили в круглосуточный детский сад, так как мама работала и не было возможности забирать нас вовремя. Да и некому было за нами присматривать. Была бабушка. Но она часто уходила в запой. Поэтому мама боялась оставлять нас с ней. Помню, как мне хотелось домой, к маме. И мы с нетерпением ждали пятницы, чтобы побыстрее вернуться домой хотя бы на выходные. Хотя о круглосуточном садике у меня остались теплые воспоминания.
Как многодетная семья, мы также имели право на улучшение жилищных условий. И мама стояла в очереди на трехкомнатную квартиру. Жилье активно строилось. Но очередь двигалась так медленно, что было неизвестно, когда мы сможем получить квартиру. В советское время тоже нужны были связи или деньги, чтобы такие вопросы решались быстрее. Но у нас не было ни денег, ни связей. Поэтому мы жили то у бабушки, то на съемной квартире.
С бабушкой было жить невозможно. Она пила и у нее время от времени были приступы белой горячки. Когда она становилась неуправляемой, приходилось вызывать скорую. И я до сих пор помню картину, как бабушка в таком вот срыве бросает в печку семейные фотографии, а мама пытается их у нее отобрать. Что-то удалось спасти, но самую малость. Поэтому я очень сожалею о том, что в моем архиве так мало семейных фотографий из прошлого.
А еще помню, когда мамины коллеги настаивали на том, чтобы мама обивала пороги горсовета вместе с нами и напоминала чиновникам о том, что есть многодетная семья, которая нуждается в улучшении жилищных условий. Ей обещали, что разберутся, помогут, и на этом все заканчивалось.
И если бы не случай и настойчивость маминых коллег, наверное жилищный вопрос так бы и остался открытым. У мамы на работе была сотрудница, которая жила в служебной квартире. Она вышла замуж и съехала. И долгое время эта квартира пустовала.
Мама ходила с нами в горисполком по поводу этого временного жилья, но ей отказали. Помню, как мы втроем сидели на стульях в красивом кабинете. И слышали, как мама просит о помощи. Помню, как мне было очень стыдно, что мы просим. Представляю, каково было маме пересилить свой стыд и идти просить ради нас. Как всегда, нам пообещали разобраться. И опять тишина.
А время идет. И спустя время, снова мамины коллеги настояли на том, чтобы мы заселились в эту квартиру без всякого разрешения. Они даже помогли маме с переездом. И при этом уверили ее, что никто не имеет права выгнать на улицу маму с тремя детьми.
По характеру мама была мягкая, и совсем не боец. Поэтому мы все боялись, что придут взрослые тети и дяди и нас просто выкинут на улицу. Но, к счастью, этого не случилось. Маму вызывали несколько раз "на ковер". Видимо, пытались как-то надавить. Но потом пожалели, или побоялись чего-то, не знаю. Мы остались жить в этой квартире. И только, когда мне исполнилось пятнадцать лет, подошла мамина очередь, и мы получили ключи от новой трехкомнатной квартиры. Получается, если бы не мамины коллеги, мы бы столько времени продолжали скитаться по квартирам. Благодарны каждому, кто нам тогда помог.
Когда мы учились в школе, питание для нас тоже было бесплатным. А еще кипяченое молоко после первого урока. И я очень хорошо помню, что за это молоко нужно было летом сдать какую-то норму свежей травы. Это было один раз в году сразу после окончания учебы, когда начинали работать летние лагеря. Только нас было трое, а значит и норма эта должна быть тройная.
Где косить, живя в городе? Не знаю, почему мама так решила, но только мы это делали на газонах. Кто ножницами, а кто и ножом, и только по вечерам, когда стемнеет, так как боялись, что нас накажут за то, что берем газонную траву.
Представляете картину? Мама с тремя детьми ползает по газону и собирает траву, чтобы потом сложить в мешок и на велосипеде оттащить в школу. Там ее взвешивали и разбрасывали у стен школы для сушки. Потом уже сено забирали для коров. И от этих коровушек мы пили молоко.
Думаю, хорошо, что нужно было сдать свежую траву, а не сено. Где бы мы столько травы взяли, а потом еще сушили? Вспоминаю сейчас с улыбкой. Хотя тогда тоже хохотали, когда ползали по газону. Маме, наверное, было не до смеха. Потом дедушка наш узнал, что мы такой ерундой занимаемся, и сам каждый год косил траву и отвозил в школу.
После окончания учебного года начинали работать летние лагеря. Как многодетная семья мы имели право ходить в лагерь при школе бесплатно. Помню, как нужно было тащить с собой раскладушку и постельное белье для летнего сна. А так как нас было трое, то соответственно мы тащили каждый свою. Не знаю, где мама их находила? Наверное просила у кого-то на время, потому что дома у нас была только одна раскладушка. И снова помню, как мне было стыдно тащить эту раскладушку. Одно успокаивало, что я была не одна. О школьных летних лагерях тоже остались хорошие воспоминания. Единственное "но" - я, как и все дети, не любила спать днем.
Еще я помню мы ездили в пионерский лагерь в другом городе. Путевку нам давали то ли по льготной цене, то ли бесплатно. Полную стоимость для всех мама не смогла бы оплатить. А когда стали постарше, по льготной цене ездили с братом в туристическую поездку по стране. Жаль, не было тогда возможности сфоткаться. Поэтому все воспоминания только в голове. Хотя многое уже забывается.
Помню, нам в школе делали пробу Манту. Ее и сейчас в школах делают. И я запомнила, что у меня всегда был положительный результат. Меня это даже забавляло, когда все ребята просили показать, какое у меня красное пятно. Наверное, я тогда не понимала, что это серьезно. Мама водила меня в тубдиспансер на консультации. Там я была на постоянном контроле. В школе бегала к медсестре на витаминки. Предложили поехать в санаторий для лечения совершенно бесплатно. Это называется "по показаниям". Но я наотрез отказалась. Испугалась, что ехать нужно было одной. Привыкла, что мы всегда везде вместе. Мама не стала настаивать. Потому что чувствовала я себя хорошо. Не знаю, почему у меня всегда такая реакция Манту в детстве была. Вроде все нормально, слава богу, все эти годы. А мне уже шестой десяток пошел.
Может что-то еще было, но сейчас не вспомню. Одно скажу, многодетная семья - это большой труд и большая ответственность не только родителей, но и государства. Мама говорит, что несмотря на трудности, мы выросли хорошими людьми, а это самое главное.
А отношение к многодетным и тогда, и сейчас неоднозначное. Есть много плюсов. Но, наверное, больше, все-таки, минусов. Это касается защищенности и надежности со стороны государства. Статус многодетной семьи и тогда, и сейчас очень низкий. Считается, если многодетные, значит бедные. А кто виноват в этом? Тот, кто рожает, а значит дает жизнь новому человеку, несмотря на ожидаемые трудности? Или тот, кто не создает необходимые условия, а значит, не заботится о развитии нации, приговаривая: "Не надо было рожать"? Пока нет однозначного ответа.
Спасибо, что читаете и доверяете. Пишите комментарии, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Истории из жизни смотрите здесь
"Ну, ударь меня, если я говорю неправду"
Синий трактор и я. Необычное рождение