Теория лидерства – очень популярная в наши дни тема. Ведь помимо того, что мы понимаем необходимость формирования новой концепции лидерства на глобальном уровне, мы чувствуем также потребность быть хозяином своей судьбы, взять себя в руки и перестать вестись на низменные соблазны.
Лидеры современного мира ведут цивилизацию в пропасть самоуничтожения. Войны, поголовный атеизм и социальная депрессия – всё это признаки безнравственного и упадочного общества, которым управляют падшие личности. Духовные лидеры сами не следуют предписаниям священных писаний и спекулируют их утверждениями. Политические лидеры действуют в своих корыстных интересах, а не в интересах народа и государства. Научная элита заботится только о своём статусе, подтасовывая факты и подменяя понятия. Лидеры в культуре используют низменные желания людей ради собственной популярности. Лидеры в бизнесе думают только о собственном кошельке, не думая об экономическом процветании всего общества. Это есть глобальный кризис лидерства. Но, как я всегда говорю, давайте начнём с себя.
• Деятельность в соответствии со своей природой.
В третьей главе Бхагавад-Гиты (стих 35) говорится:
śreyān sva-dharmo viguṇaḥ
para-dharmāt sv-anuṣṭhitāt
sva-dharme nidhanaṁ śreyaḥ
para-dharmo bhayāvahaḥ
Что означает: гораздо лучше выполнять собственные обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем безукоризненно выполнять чужие. Лучше погибнуть, исполняя свой долг, чем пытаться исполнять чужой. sva dharmaḥ – означает предназначение в соответствии с варной и ашрамом (социальным положением, изначально заложенными способностями и укладом жизни).
Каждый должен заниматься своим делом. Талантливый художник не должен быть менеджером по продажам, только из-за того, что якобы там больше платят. Как же определить своё предназначение? Важна правильная мотивация. Часто человек выбирает себе профессию исходя из соображений о её прибыльности и карьерных перспективах. Но ключ к успеху – это любовь к своему делу, а не его номинальная прибыльность. Обратите внимание, ведь есть как богатые врачи, так и бедные, как богатые и успешные юристы, так и никому не нужные. Успех в деятельности состоит из двух факторов: это таланты и способности плюс желание действовать в соответствии с ними (в приложении к данной статье я опубликовал тест на определение предназначения).
• Ответственность.
Лидерство – это в первую очередь ответственность, как за свои поступки, так и за то, куда лидер ведёт тех, кто ему доверился. Нет ничего страшнее, чем лидер, в котором разочаровались. Принятие ответственности – это основа основ. Если Вы привыкли перекладывать ответственность на других, увиливать от своих обязанностей, то никакая харизма Вам не поможет. Судить по словам Вас будут только бесполезные глупцы. Те же, кто способен вести Вашу организацию к успеху, по-настоящему сильные люди, будут судить Вас по вашим делам, именно по тому, насколько Вы способны брать ответственность и нести её до конца.
• Правильное знание.
Что такое правильное знание? Это знание, которое приводит на практике к нужному результату. Отбросьте бесполезное теоретизирование! Всё то, что не является практичным, по сути, лишний груз информации, который будет тормозить Вас на каждом шагу. Знания должны реально менять Вас и ваше окружение к лучшему и выражается такое знание в практичных методах, а не в пространной философии. Истинное знание – это также то знание, которое освобождает от материальных привязанностей.
• Контроль чувств.
Тот, кто не способен управлять своими чувствами, соответственно не способен быть успешным лидером и для других. Основные аспекты контроля чувств наилучшим образом изложены в первом стихе книги великого святого Шрилы Рупы Госвами «Шри Упадешамрита»:
vāco vegaṁ manasaḥ krodha-vegaṁ
jihvā-vegam udaropastha-vegam
etān vegān yo viṣaheta dhīraḥ
sarvām apīmāṁ pṛthivīṁ sa śiṣyāt
Здесь говорится о том, что мудрый, владеющий собой человек, подчиняет себе шесть побуждений: желание говорить (vāco vegaṁ), импульсы ума (manasaḥ vegaṁ), порывы гнева (krodha vegaṁ), желания языка (jihvā vegam), требования желудка (udara vegam) и гениталий (upastha vegam). И такой человек достоин давать наставления всему миру.
Что означает контроль речи можно понять исходя из осознания того, какие виды речи существуют. Всего три основных вида:
1. Речь в благости – определяется тем, что говорящий утверждает истинное знание, обсуждает священные писания, цель и смысл жизни. Такие разговоры возвышают сознание, очищают ум и разум и дают приток энергии.
2. Речь в страсти – это обсуждение дел, целей и задач в бизнесе и общественной деятельности. Такие разговоры необходимы в том случае, если личность не отрешена от материальной жизни, но должны быть лаконичны, направлены на созидательную деятельность и обращены к реализации на практике, иначе они приведут только к бесполезной потере времени и сил.
3. Речь в невежестве – это сплетни, критика, ругань, пошлости, разговоры «ни о чём». Такая речь разрушает разум, уничтожает благочестие, и отнимает энергию. Необходимо избегать разговоров в невежестве, так как они априори приносят один лишь вред.
Без контроля речи невозможно эффективное лидерство. Но для того чтобы контролировать речь, необходимо установить также чёткий контроль ума, что является ещё более сложной задачей и без духовной медитативной практики практически не осуществимо. Ум называют шестым чувством, потому что он реагирует на импульсы всех пяти чувств и способен принимать и передавать образы на тонком плане восприятия. Как часто получается, что мы говорим не то, что хотели сказать, а то, что имели в виду? Бесконтрольный ум подобен бешеному слону, который не ведает, что творит. И здесь существует также взаимозависимость между желаниями речи (vāco vegaṁ) и импульсами ума (manasaḥ vegaṁ), то есть для контроля ума необходимо избегать разговоров в невежестве и в целом любой негативной и возбуждающей ум информации, а для контроля речи необходимо стремиться к контролю ума.
Гнев также является прямым следствием неконтролируемой речи и ума. Ведические писания утверждают что гнев – это признак глупости, и необходимо избегать гневного состояния. Гнев свидетельствует о привязанности к материальным желаниям и плодам своей деятельности. Необходимо культивировать отречение, то есть не стремиться к плодам своих действий, посвящая их Богу и духовному учителю, тогда гнев уходит естественным образом.
Но при этом, существует ещё и контролируемый гнев, который является исключительно воспитательной мерой и применяется только в особенных случаях. То есть, когда совершенный духовный учитель проявляет гневное настроение – это совсем не значит, что он теряет контроль над собой или испытывает негативное состояние. Важно уметь проявлять любовь во всех своих действиях, в противном же случае гнев недопустим в принципе, так как он имеет разрушительную природу, вызывает болезни и портит отношения между людьми, и при этом никак не способен изменить ситуацию к лучшему. Женское проявление гнева – это обида. То есть состояние гнева – это выплёскивание разрушительной энергии наружу, а обида – это то же самое, только направленное вовнутрь.
Под желаниями языка в этом стихе подразумеваются привязанности к вкусу. Например, многие люди не могут отказаться от вредной пищи потому, что привязаны именно к её вкусу. То есть ради наслаждения языка наносят вред своему организму и разрушают судьбу. Также важно следить за своим питанием: не есть слишком много и не есть слишком мало, заботясь также о качестве пищи, так как она напрямую влияет на наше здоровье и чистоту сознания.
Контроль сексуального желания – это ещё один фактор обеспечивающий здоровье, чистоту сознания, а также физическую и тонкую силу. Похотливый человек, зацикленный на сексе не способен быть успешной личностью, так как постоянно находится в осквернённом состоянии ума и теряет большие запасы энергии, предназначенные для его личностного роста и развития.
Обратите внимание, как все эти шесть побуждений взаимосвязаны между собой. Невозможно контролировать что-то одно, при попустительстве в отношении остального. Без контроля ума невозможен контроль речи и языка, без контроля речи невозможно избежать гнева и так далее.
• Целепостроение.
Человек, живущий без цели подобен животному. Необходимо чётко осознавать свои желания и исходя из этого, строить свои цели и задачи. Но также важно осознать высшую цель жизни, чтобы все остальные жизненные задачи и приоритеты были подчинены этой высшей цели. Слово «грех» буквально означает непопадание в цель. То есть желания и стремления, которые препятствуют достижению высшей духовной цели и противоречат предназначению человеческой формы жизни, являются греховными и должны быть оставлены. Но лидер помимо личных целей должен также чётко формулировать цели всей организации.
Если бы Наполеон Бонапарт конечной целью своих завоеваний обозначал бы только свои личные амбиции, то народ Франции никогда не поддержал бы его. Конечно, в случае с Наполеоном не было истинной высшей цели, из-за чего он и потерпел поражение, также как терпят поражение, в конечном счёте, все демоны.
То есть существует три аспекта целепостроения лидера: это высшая цель жизни, личные цели и задачи, а также цели и задачи всей организации. Лидер без цели подобен капитану флотилии, который плывёт без пункта назначения и компаса, обрекая тем самым себя и весь флот на неминуемую гибель.
Без развития всех этих пяти качеств эффективное лидерство в принципе не возможно. Махарадж Юдхиштхира, Акбар Великий, Жанна Д’арк, Александр II, Мохандас Ганди, Мартин Лютер Кинг, Бхактиведанта Свами Прабхупада – это реальные примеры лидеров, достигших успеха в своей деятельности благодаря реализации этих пяти ключевых качеств.