Найти тему
Академия врачей UniProf

Пищевая аллергия: атопические и анафилактические реакции организма на пищевые антигены

В организме здорового человека при отсутствии токсинов и пищевой инфекции продукты питания обычно не вызывают иммунологических реакций. Несмотря на генетический состав, не идентичный геному человека, пища проходит «фейсконтроль» иммунной системы, штатно переваривается и усваивается.

Но если иммунная толерантность по какой-то причине нарушена, в организме развиваются пищевая аллергия, пищевая непереносимость и заболевания, прямо или опосредованно связанные с этими процессами. Каковы механизмы пищевой аллергии? Каковы риски для пациента?

У данных нарушений общий источник, но разная природа, хотя в обоих случаях антигены пищи вызывают реакцию иммунной гиперчувствительности немедленного типа (ГНТ).

Но для аллергии характерен I тип, анафилактический или атопический, а для непереносимости – III тип, иммунокомплексный.

Как развивается анафилактическая реакция при пищевой аллергии?

В развитии анафилактических реакций на пищевые аллергены выделяют 3 стадии:

  • иммунную,
  • патохимическую,
  • патофизиологическую.

На иммунной стадии происходит сенсибилизация организма – первичный контакт с пищевым аллергеном. Начинается производство реагинов – антител IgE и IgG к антигенам данного продукта.

Антитела IgE крепятся к тучным клеткам и базофилам, системно присутствуя в кровотоке. На их синтез и распространение по организму обычно уходит от 5-7 дней.

Далее, на патохимической стадии, при повторном контакте с аллергеном происходит немедленная реакция организма.

Антитела IgE атакуют антигены пищи, вследствие чего выделяются медиаторы воспаления: гистамин, серотонин, кинины, гепарин, триптаза и т. д. Эти вещества вовлекают в реакцию другие популяции клеток.

На патофизиологической стадии из-за освобождённых провоспалительных медиаторов начинается повреждение тканей и нарушение функций органов.

В случае пищевой аллергии контакт с аллергеном, как правило, локализуется в ротоглотке и пищеводе.

  • В результате усиления притока крови к месту контакта развивается гиперемия, отсюда отёки и риски нарушения лёгочной вентиляции.
  • Из-за повышения проницаемости сосудов и расширения артериол падает артериальное давление, нарушается микроциркуляция и развивается гипоксия.
  • Из-за выброса иммуноглобулинов и белков комплемента, которые нужны для разрушения и выведения аллергена, усиливается выделение секретов (слизи).
  • В органах, имеющих гладкую мускулатуру, возникает спазм (бронхи, ЖКТ).
-2

Опасность для пациента заключается в стремительном развитии этих реакций, которые могут привести к тяжёлому жизнеугрожающему состоянию – анафилактическому шоку.

Если в результате перечисленных реакций возникает тотальное нарушение функций дыхательного или сердечно-сосудистого центров, без оказания срочной медицинской помощи это ведёт к летальному исходу.

При менее тяжёлых формах шока имеют место атопические реакции, более характерные для пищевой аллергии, чем анафилаксия.

В их основе также лежат механизмы реакции иммунной
гиперчувствительности I типа, но при атопии:

  • более выраженную роль играет наследственная предрасположенность,
  • трудно установить период сенсибилизации,
  • реакцию провоцируют не только белки, но и небелковые вещества.

Чаще всего такая пищевая аллергия диагностируется у детей и манифестирует кожными проявлениями в виде атопического марша. Однако пищевая аллергия проявляется и у подростков, и у взрослых.

К симптомам пищевой аллергии относятся:

  • зуд слизистых и ощущение распухания тканей ротовой полости,
  • тошнота и рвота,
  • потеря аппетита,
  • кишечные колики,
  • аллергический энтероколит,
  • диарея, запоры и др. симптомы со стороны ЖКТ.
-3

Нередки случаи развития других атопических заболеваний наряду с атопическим дерматитом: бронхиальной астмы, поллиноза, аллергического ринита. Уместно говорить о подверженности таких пациентов перекрёстной аллергии и скрытым реакциям иммунной гиперчувствительности.

Наличие любой аллергологической патологии говорит о предрасположенности организма к срывам иммунологической толерантности. Если это происходит по отношению к пище, то развивается состояние пищевой дезадаптации – несоответствия возможностей пищеварительной системы и выделяемых ферментов рациону пациента.

Чтобы этого не происходило, нужно обязательно заниматься выявлением и элиминацией стрессогенных пищевых продуктов.

Желающие пройти этот путь под руководством опытного врача иммунодиетолога и нутрициолога со стажем свыше 30 лет получают такую возможность на курсе доктора М. Н. Внуковой «Персонифицированная диетология 2.0». Нажмите на ссылку, чтобы узнать подробнее об обучении.