Я пришёл для того, чтобы понять вас. Вы пришли для того, чтобы не понимать меня.
*
Всю жизнь надо мной смеются те, кто сам себя надёжно защитил от насмешек, кто не отдавал себя на волю своих чувств от страха превратиться в посмешище. Им хорошо сидеть в укрытии и смеяться надо мной — открытым. Но кáк им будет больно тогда, когда все их укрытия рухнут и им некуда будет спрятать свои уродливые души от взгляда моих всепрощающих глаз.
*
Никому не нужна Воля Бога, каждому нужен только он сам. И вот я всю жизнь доказываю всем, что мне Она нужна. А кому я, собственно, доказываю это ? Тем, кому Она не нужна ? Не смешно ли это, не глупо ли ? Но у меня нет выбора, я обречён на это.
*
Нет ничего ужаснее непочтительности людей. Не имея от них почтительности, невозможно служить Благу, а если и служишь, то проклинаешь это служение. Трава полевая удостаивается почтения; вещи, предметы удостаиваются его, ибо, выходя в поле, люди знают, с каким злаком имеют дело; беря в руки вещь, имеют о ней понятие, умеют с ней обращаться. Только Пророка никто не знает, только о Его Душе никто не думает, только с Ним никто не умеет себя вести.
*
В юности я хотел стать известным, чтобы помочь всем; теперь хочу остаться неизвестным, чтобы помочь всем.
*
Сколько лет иду в пустыне, не встречая подобного себе, всё попадаются какие-то звери, насекомые, калеки, трупы, останки, — в лучшем случае, бессильная доброта и беспомощная жалость.
*
Зачем я обретал кротость ? Чтобы Твой гнев беспрепятственно проходил сквозь меня. Зачем я молил о терпении ? Чтобы Твоя нетерпимость клокотала во мне с утра до вечера. Зачем я достигал смирения ? Чтобы Твои проклятия сыпались из меня беспрерывно. Зачем умолял о способности снисхождения к слабым ? Чтобы Ты не имел снисхождения к их лени и лукавству. Зачем плакал постоянно ? Чтобы теперь годами Ты не позволял мне прослезиться. Зачем голодал и постился ? Чтобы теперь есть всякую дрянь и мерзость по Воле Твоей. — Хорошо тому, кто достигает Божественных качеств. Какая мука тому, кто их достиг.
*
Каждое сословие, поддерживая земную жизнь, расплачивается за другое сословие. Пророки, поддерживая вечную жизнь всех, расплачиваются за всех.
*
Бог не тот, кто не зависит от условий, обстоятельств и законов земного бытия, а тот, кто претерпевая тяготы от всех условий, обстоятельств и законов, остаётся верен своему предназначению до конца.
*
Бог нарочно посылает в мир Пророков-оборванцев, чтобы люди слушали смысл слов, а не подавлялись роскошью одежд и величием осанки.
*
Пожалеть Пророка — это исполнить Волю Бога. Ибо Пророку плохо не от холода и голода, не от болезней и лишений, а от гнева и возмущения Бога на людей, нарушающих Его Волю.
*
Издевающиеся над Пророком и убивающие его, показывают, чтó бы они сделали с Тем, Кто его послал, если б могли до Него достать.
*
В юности, когда я слышал речи о Кресте Господнем, то был уверен, что Крест — это какие-то тяжести, которые нужно нести, и которые я был готов взвалить на себя в любом количестве для того, чтобы соединиться с Тобой. Но, как оказалось, Крест состоит не из тяжестей, которые нужно нести, а из мерзостей, которые нужно терпеть.
*
Глубокий человек, как глубокая вода, страшен, в нём так же боятся утонуть, раствориться, исчезнуть, потерять себя, сделаться несуществующими. Я ненавижу ту глубину, какой обладаю, из-за которой никогда не мог быть с простыми людьми, которой я всегда пугал их и отстранял от себя, оставаясь одиноким и никому не понятным. Я не умел притвориться мелким, да и не мог бы, даже если б умел, ибо не подчиняя себя соответствующей мне глубине, я не мог бы служить смыслу моей жизни, заключающемуся в поддержании того, кто мне по глубине подобен.
*
Хоть бы мне умереть скорей, чтобы вы меня увидели, ибо живого вы меня не видите.
*
Гнев Бога — это чувство, а чувство — это не мысль, его не отложишь назавтра, и если его невозможно излить на виновного, его изливают на невинного.
*
Учёные и умники всего мира рады исследовать и говорить истину о предметах материально-духовного мира; я же обречён исследовать и говорить истину только о самом себе.
*
Чтобы понять жизнь, человеку нужно уйти из жизни. Только с высоты Вечности можно понять, чтó в ней происходит и кáк себя нужно вести.
*
В чём смысл жизни ? В том, чтобы чего-то достичь или в том, чтобы мучиться в безуспешных достижениях ? В том, чтобы катить Сизифовы камни на гору или в том, что бесконечно видеть, как они скатываются вниз?
*
Если наша с вами жизнь не может быть одинаково плодотворна, значит она должна быть одинаково бесплодна. Вы напрасно калечите людей, принося их в жертву ради "прогресса цивилизации", ибо все цивилизации рано или поздно разрушаются; я напрасно ухаживаю за калеками, ибо они никогда не оценят тех жертв, которые я приношу на пути служения им, а значит никогда не станут здоровыми и полноценными людьми.
*
Лжепророку нужна слава, чтобы что-то взять от людей. Пророку нужна слава, чтобы что-то дать людям.
*
Если мои слова достигнут хотя бы одного сердца, я умру от счастья, а мне нельзя умирать от счастья, я должен умереть от горя. Поэтому при жизни меня никто не услышит.
*
Ктό должен принять в себя всю полноту сознания и чувствования несоответствия этой жизни Истине, существующего — Должному, действительного — Желанному, мира — Богу ? Чéй разум должен быть возмущён до предела, чьё сердце растерзано, чья душа окровавлена ?
*
Бог опирается на нас, как корабль — на космодром, как корабль, которому нужно приземлиться и стоять на несокрушимо твёрдой основе. Вóт почему нам так тяжело. Опираясь на нас, Он вдавливает нас в землю, и мы не можем уйти с того места, в котором Он желает нас видеть. И если иногда уходим, то чувствуем преступную лёгкость, а когда возвращаемся, чувствуем освящающую нас тяжесть.
*
Люди страдают от своей преступности. Искупитель страдает от своей невиновности.