В современной логопедии очень остро стоит вопрос речевого развития дошкольника. Отечественные учёные утверждают, что в норме, в активном словаре ребёнка должно быть 10-15 слов. Однако, работая в детском саду я вижу совершенно другую картину. Как правило, в ясли приходят дети 1,5-2 лет, и даже к двум годам, большинство детей, практически не говорит. И почему-то, очень часто, родители до двух лет совершенно не обращают на это внимание. А ведь именно своевременное выявление проблемы и её коррекция являются залогом успеха.
Итак, давайте разберёмся, почему же малыш не говорит в два года?
Логопеды и медики выделяют две группы причин: внешние и внутренние.
К внешним принято относить отсутствие мотивации у ребёнка. А зачем говорить если итак все всё понимают? Достаточно показать пальцем и мама уже дала планшет. Помните! С ребёнком необходимо общаться, мотивировать его к диалогу.
К внутренним причинам относят наследственность, неврологические проблемы и проблемы в развитии артикуляционного аппарата (сниженный тонус мышц, короткая уздечка).
Несомненно, для решения второй группы проблем необходима помощь специалистов, а вот с первой группой можно вполне справится самостоятельно.
Вот несколько простых игр-упражнений, которые прекрасно способствуют развитию речи малыша.
1. Различные пальчиковые гимнастики. Уже давно учёными доказана взаимосвязь мелкой моторики и речевого развития дошкольников. Сюда же можно отнести игры на развитие мелкой моторики, пальчиковое рисование, лепку.
2. Логоритмические упражнения. Это такие упражнения где ребёнку необходимо говорить текст и согласно тексту выполнять движения. Даже если ребёнок не говорит совсем, все равно необходимо чтобы он слышал речь взрослого, запоминаю её, и повторял движения.
3. Разучивание детских песенок-потешек. Хорошо знакомые всем нам "Ладушки-ладушки".
4. Упражнения для развития мышц лица. Артикуляционная гимнастика поможет развить речь. Но маленького ребенка сложно заставить делать какие-либо упражнения. Самый лучший вариант — это кривлянье перед зеркалом. Попросите малыша показать обезьянку и высунуть язык или пусть он изобразит льва и покажет зубы.
5. Игры из разряда "Кто как говорит?", "Кто это сказал?" для малыша нормально вместо конкретного названия животного изображать, то как это животное говорит. Например: собака-гав. Рассматривайте картинки с животными и спрашивайте ребёнка как разговаривает собачка.
Всё эти простые советы помогут вам, активизировать активный словарь ребёнка, однако помните, что если малышу уже 2,5-3 года, а он ещё не говорит, это значит, что проблема куда глубже и необходимо обратиться к специалистам.