Найти в Дзене
Это Подкат

Живопись Да Винчи, Рублева и не только — в фильмах Андрея Тарковского

Не обязательно идти на выставку, чтобы насладиться картинами великих художников — достаточно просто включить фильм, заранее зная, куда смотреть и на какие кадры обращать внимание. Мы выбрали 6 великих художников, чьи работы использовал в своем творчестве Андрей Тарковский. Текст написала: Саша Мирошникова Необязательно идти на выставку, чтобы насладиться картинами великих художников — достаточно просто включить фильм, заранее зная, куда смотреть и на какие кадры обращать внимание. Мы выбрали 6 великих художников, чьи работы использовал в своем творчестве Андрей Тарковский. Иван – главный герой фильма «Иваново детство», маленький мальчик, потерявший на войне всю семью и одержимый местью, – листает альбом с репродукциями немецкого живописца и гравера Альбрехта Дюрера. Его внимание цепляет работа «Четыре всадника апокалипсиса» – иллюстрация художника к «Откровению Иоанна Богослова». На ней изображены человеческие образы Мора, Войны, Голода и Смерти на конях, под копытами которых погибают

Не обязательно идти на выставку, чтобы насладиться картинами великих художников — достаточно просто включить фильм, заранее зная, куда смотреть и на какие кадры обращать внимание. Мы выбрали 6 великих художников, чьи работы использовал в своем творчестве Андрей Тарковский.

Текст написала: Саша Мирошникова

Необязательно идти на выставку, чтобы насладиться картинами великих художников — достаточно просто включить фильм, заранее зная, куда смотреть и на какие кадры обращать внимание. Мы выбрали 6 великих художников, чьи работы использовал в своем творчестве Андрей Тарковский.

Иван – главный герой фильма «Иваново детство», маленький мальчик, потерявший на войне всю семью и одержимый местью, – листает альбом с репродукциями немецкого живописца и гравера Альбрехта Дюрера. Его внимание цепляет работа «Четыре всадника апокалипсиса» – иллюстрация художника к «Откровению Иоанна Богослова». На ней изображены человеческие образы Мора, Войны, Голода и Смерти на конях, под копытами которых погибают люди. Эта гравюра – одна из пятнадцати, относящихся к серии «Апокалипсис». Альбрехт Дюрер создал ее в то время, когда Германия, казалось бы, находилась на пороге Апокалипсиса – страну пожирали чума, крестьянские волнения и религиозные междоусобицы. Война создает ощущение приближающегося конца света: что в Германии XV века у Дюрера, что у героя Тарковского, который листал альбом немецкого живописца и мечтал свести счеты с немецкими солдатами.

1 из 2«Четыре всадника апокалипсиса», Альбрехт Дюрер
1 из 2«Четыре всадника апокалипсиса», Альбрехт Дюрер

Кинолента «Солярис» также наполнена отсылками к живописи. Действие фильма разворачивается на планете Солярис, где обитает Океан – некая мыслящая субстанция, которая может воплощать сны в реальность. Обитатели космической станции, зачарованные реальностью сновидений, постепенно забывают образ родной Земли. Воспоминанием о далеком доме, ностальгией и тоской по нему пронизана картина Питера Брейгеля «Охотники на снегу», которая предстает перед героями всеобщим метафизическим сном. Тарковский не случайно выбирает именно эту картину из всего цикла Брейгеля «Времена года». В других работах человек противопоставляется природе как нечто чужеродное, но «Охотников на снегу» отличает теплота и уют. Именно такой Тарковский хотел показать Землю обитателям космической станции.

В фильме можно увидеть и другую, очень значимую для режиссера картину: главный герой Крис Кельвин берет с собой в космическое путешествие репродукцию «Троицы» Андрея Рублёва. И это тоже не случайно, ведь мотив примирения Бога и Человека играет важную роль в киноленте. Завершает фильм сцена — аллегория на работу Рембрандта ван Рейна «Возвращение блудного сына» – главный герой фильма после долгих странствий наконец-то возвращается домой.

А вот в знаменитом «Зеркале» Тарковского можно увидеть сразу несколько картин Леонардо Да Винчи.

Здесь живопись — это не только символы, но и «украшение» фильма, которое создает особую атмосферу. Старинный фолиант с работами Леонардо да Винчи, который Тарковский показывает на экране крупным планом, привносит ощущение чего-то сакрального и таинственного. А «Портрет Джиневры Де Бенчи» – прямая аллегория с главной героиней фильма. Как говорил сам Тарковский (цитата из журнала «Искусство кино», № 3 от 1979 года. — Прим. редакции), ее с Джиневрой объединяет умение «быть обаятельной и отталкивающей одновременно».

В цветовом оформлении «Зеркало» перекликается с живописью Эдгара Дега, многие картины которого залиты резким голубоватым светом. Не обошлось и без отсылок к любимым шедеврам режиссера — к той же «Троице» Рублёва и «Охотникам на снегу» Брейгеля. Правда, в контексте «Зеркала», фильма почти автобиографического, эти картины вдруг приобрели очень личный характер.