Найти тему
Лика Макеева

По мере роста развитие

https://vk.com/@lika_stihi_makeeva-po-mere-rosta-razvitie
https://vk.com/@lika_stihi_makeeva-po-mere-rosta-razvitie

Стихи, как и любая отрасль в нашей жизнедеятельности требует роста. Подобно цветам, стремящимся к солнцу, они стремятся ввысь. Не знаю у кого как, но у меня вот так вот. Не даром про поэтов говорят «парит в облаках». Ведь если безвылазно томиться в собственном соку среди только лишь бытовых вопросов, вряд ли удастся взглянуть на мир со стороны. И это замечательно. Видеть то, чего не видят другие. Уловить сути, не дожидаясь обучающего случая. Самолично стать неким учителем.

Рефлекторно в людях происходит желание уподобиться, когда они видят что-то их завлекающее. Что и происходит с прочтением стихов. Мы поэты несём в себе некую «миссию воспитания общества». Мы учим своими строками, цитатами, повествованиями. Мы всегда оказываем друг на друга определённое влияние. А поэты, как заведено, являются наиболее предрасположительным примером. Что есть огромная ответственность! Как за моральное, так и за духовное развитие читателя. Ни в коем случае нельзя им пренебрегать! Иначе это уже растление душ.

Но до «учителя», как известно, нужно дорасти. Всё начинается с малого. Подобно другим примерам мы и начинаем своё обучение в искусстве сложения строки.

Я разделила текстовое развитие поэзии на несколько этапов, если это ещё не сделали до меня. И осмелилась сравниться с Великими, ибо они — мои учителя.

Итак, первой ступенью является, обычно ни чего в себе не несущее подобие. Смысл, как и в любом другом произведении, там как-бы присутствует, но ни чего не передаёт. К ним относятся переделки уже известных произведений и поздравлений. Кстати, пародия — это совсем другая вещь.

Следом, под влиянием тех же поздравлений и дифирамб, появляется и само восприятие мира, несущее некие романтические краски. Схоже с кратковременной по природе своей влюблённостью.

Третьей чертой развития рассматриваю вкрапления обучающего характера в красивую строку.

Ну и высшей степенью мастерства считаю явную завуалированность. Это когда вроде всё и «шито белыми нитками», но попробуй придирись. Потому что прямых формулировок автора для какого-либо цитируюемого компраментирования нет. В пример поставлю «Страну негодяев» Есенина. Вполне вероятно, поэт и страдал за такое самопожертвование в дальнейшем. И это и есть финальная, на мой взгляд, ступень развития поэзии, несущая в себе бескорытие, альтруизм и урок.

Конечно, первое место должно быть отдано особенностям языка и грамматике. Но ни одно произведение не имеет ценности без смысловой подоплёки. Развитие должно быть смысловым и, априори, духовным.

И моё саморазвитие пошло по тем же ступеням. Вследствии чего и происходит дальнейшее подразделение произведений.

***

История моего стихосложения началась во втором классе, примерно в 8 лет. Шуточные четверостишья и переделки… Если говорить сейчас — стёб. «С пелёнок» не люблю Америку. Как сейчас помню своё первое «произведение» и не побоюсь его показать. Позже. Это наши неуклюжие, но первые шаги, начинающие путь. Как писала, вроде как, Марина Цветаева: «Твои нелепые мотивы не сможет повторить никто».

Написав среди перемены некую гадость на клочке бумаги, я та озорно залилась смехом, что на мой хохот слетелся весь класс. Будучи замкнутой личностью, и избегая всеобщего внимания, я выкинула эту бумажку в мусорное ведро. Таки нет. Наш досужий Герка решил похвастаться «новым анекдотом» и обвинительно твердил шокированной учительнице, что это моих рук дело. Я же, пустившись в сопли, ревела, что не я. Ну и понеслась с тех пор. Нет, такими стихами я не особо то и орудовала, но интерес к чему-то новому остался.

Кстати, вот оно детское безобразие:

Один американец

Засунул в жопу палец

И вытащил оттуда

Говна четыре пуда.

***

Своё озорство я не покидаю и сейчас. Мне порой так не хочется становиться обиженным на всех и вся, злым, вредным и взрослым человеком, что беззаботность, как и многие другие качества, проношу сквозь время. Так забавно иногда над чем-то посмеяться или выдумать какую-нибудь чушь. Здесь, как пример: Царь всея Алексин, Слово о полку Игореве, 22 самоубийства, Музей на стенах и пр. Кстати, как и в других произведениях последнего времени, могут присутствовать ноты иронии и насмешек. Моё текстовое развитие иногда скачет.

Да, обиды имеют место быть. И без злости тут не обойтись. Но когда негатив превращаешь в позитив, а разрушение в созидание, то становится заметно легче.

Достаточно тяжёлым для меня был уход из «Мистерии». Театр, почти основанный тобой и друзьями, выгоняет, как последних собак. Начальство обосновало такую точку зрения, как «неуважение к заведению». Но так ничем и не доказало. А будь это такой грех, не вкладывалось бы туда столько времени и сил, не говоря о жертвах. После тщетных попыток вернуть всё назад, я решаю оставить всё, как есть. Пусть, это их пути развития. Основной из причин распада «золотого состава», стало стремление руководства к званиям и похвалам за счёт чужих достижений. Искусство разменяли на балагурство и будто разбили сердце. Серъёзные спектакли долгих подготовок стали мимолётными выступлениями «для галочки». Думаю, что у искусства, как и в религии, не должно быть ничего общего с политикой. Иначе это уже агидка.

***

Следующей ступенью стали «дифирамбы». Но это ушло назад до 4-го класса. Завидев мои способности, учителя, во главе с библиотекаршей, включили режим «заказчика» В мой адрес посыпались просьбы о написании о животных, природе, Родине, 9 мая и в том духе для каких-нибудь наискучнейших мероприятий. Но как такового развития я так и не получала. Стихи были лишены не только рифмы, но и логики. Но почему то безумно нравились нашим «наставникам». Очередной виток развития выпал на этот 4-й год обучения в школе.

Но надо отдать должное старшим задавакам. Благодаря им случилось знакомство с местными поэтами сообщества АЛЛО, выступления на конкурсах, что так же познакомило меня с замечательными людьми. Это экс-редакторы местных газет. Один из которых — Шестак Анатолий Степанович. В публикациях газет которого( Алексинские вести), я пробую себя в прозе. Но вопреки его желанию, видеть меня журналистом, по воле судьбы я им не становлюсь. Мои узкие рамки самореализации требовали расширения.

И вот, нам с друзьями, пришла идея съёмки любительского фильма, по примеру Гай-Германики. Подготовили всё, но несобранные артисты так и не дали идее быть.

Среди узких библиотечных показушек был один конкурс, как ни странно, связанный нами с этим фильмом. «Рихтер» назвали. А именно со встречей ещё одного замечательного человека. Который так же стал для меня неким наставником и примеров в мировосприятии. Сергевнин Игорь Лельевич, известный алексинцам, как активный общественный деятель и меценат, и стал тем самым человеком. Почему? Потому что, не знаю каким способом, но эта личность здорово повлияла на моё дальнейшее творчество. В меня легла определённая модель поведения и мировосприятия, а так-же желание понять мужскую логику. Случилось это знакомство вот так.

Это было моё первое выступление на «Поэтическом Алексине». Излюбленные строки были запихнуты и сюда. Это сейчас мне стыдно за такую бездарность, а тогда, в 2013-м, такая «востребованность» была вполне себе объектом гордости. Итак, читаю я этот полюбившийся учителям «9-е мая», не без их редакции конечно. Конечно без выражения, как у доски. Конечно же я не хотела читать этот бред.

А сцена, как оказалось, самое высокое место, что бы хоть зрителей со скуки порассматривать. Ну я и рассмотрела. Моё внимание привлекли здоровенные голубые глаза одного из зрителей. И я решила, что непременно он и должен был играть отца главной героини нашего «кино». Мне хлопают… И я прямой наводкой спускаюсь к этому зрителю. «Дяденька, у вас глаза красивые! Снимитесь у нас в фильме!» — безо всякого стеснения заявила чужаку девчонка. Наверное чёлка на глазах и и слегка великоватый свитер вызвали здесь небольшую усмешку. Да, точно, они самые. И тут открывается кошелёк… И стыдно, и радостно — думала, что от меня откупиться решили. Ну да. Этот «дяденька» сунул мне свою визитку и добавил: «Потом всё и решим».

Идею фильма пришлось забыть, но визиточка осталась. И кто бы знал, чем в итоге эта встреча может обернуться! А, как итог, у моего творчества появилась своя черта. Особенностью которой стала мужская логика в женских стихах. Но это направление проявилось гораздо позже. А пока, я маялась заказами с отсутствующей рифмой. Тогда стих для меня — это рифма. Да и людскую страсть к «галочкам» с этих пор я начинаю жутко ненавидеть. Что стало моей принципиальной стороной.

***

Далее начинаются «скитания одинокого странника», ставшие «переделками». Дело близится к «средней школе». В семье возникают проблемы. Мать пьёт, отец уходит из семьи, воспитание в дальнейшем ложится на бабушкины плечи. Бежать от мира некуда, приходится прятаться в себе. От нехватки женского, материнского внимания, ищу поддержки в песнях. На душу легли стихи Ваенги. Их я и перекаверкала на свой несчастный детский лад. В нашей старенькой хрущёвке ими были исписаны все обои в спальне. Т.к. в голову мысли приходили обычно ночью, а вставать было лень, я писала стихи на стенах изголовья. Потом переносила на бумагу и складывала в мешок за кроватью. Но эти стихи, как и большинство предыдущих не сохранились. Некоторые нелепости всё-же удалось достать со старого компьютера.

Но у мешков со стихами своя история. В одну новогоднюю ночь, я ухожу гулять с друзьями, забрав мешки с собой. Затем они были переданы знакомому на сохранение. Но его родители, сочтя за мусор, их неизвестно куда выкинули. Мне как легче стало, как от груза избавилась. Предпосылка для дальнейшего развития была дана — самовоспитание. И воспитание зрителя. Если поэт — это нечто прекрасное, то какой смысл в сплошных жалобах и нытье?

***

Примерно в этом промежутке времени происходит ещё один виток в развитии. В свои 14 я поступаю в школу искусств имени Константина Михайловича Щедрина на Общее эстетическое отделение. А в дальнейшем связываю свою жизнь с театральной деятельностью. Но уже на базе Дома детского творчества, вследствии коллективного переезда. Официальное завершение обучения театральному делу, как дополнительному образованию — это выпуск в апреле 2018 году.

***

Как мы не можем расти без питания, так творения наши не станут лучше без примера для подражания.Большое влияние на формирование строки оказал Сергей Есенин. Его легкоуловимые ритмы и мотивы наложили явный отпечаток в формировании размера стиха. «Не помнят, не звонят не пишут…» , «Небеса вы мои, небеса…», «Улыбаюсь себя не тая…», «Не кричу, не браню, не ругаюсь…». Так же отпечаток принадлежал и Валерию Брюсову: «Асмодей», «Тихой тёмной ночью…». Но метализированная чеканка так и не прижилась.

И за поэтов это сделала направленность. К природе: «Вдохновенное местечко», «Забыться и уснуть», «Места у нас, однако, грозовые». К лирике: «Я помню горячий снег», «Ветер волосы запутал». Стихам о любви: «Глаза Се Ля Ви», «Царица-княжна».

Плеяда поэтов отработала не только размер, но и заложила основу мужского мировоприятия. Завершает которую тот самый «дяденька» с красивыми глазами.

Вполне вероятно, что такая предрасположенность обоснованна нехваткой уже отцовского внимания. И приобретение подобного стержня так-же происходит из-за желания к защите.

Далее в развитии мужской стилистики появились попытки к эмпатии: «Снова смята в руке сигарета», «Яблочный сад», «Тогда ещё не было песен любимых». Даже поэмы имеют отголосок: «Ты», «Мальчик». Что повлекло за собой ощущение красоты мира и людей. «Эти глаза, как тёмный омут», близкое по теме «А всё таки красивые глаза» или «Связать по рукам и ногам». Этот период длился довольно долго по отношению к другим. Примерно с 14-ти до 20-ти лет. Но уже чётко отработаны отличительные черты.

Кстати, ступени развития приобрели способность переплетаться по нескольку ответвлений сразу в одном произведении.

Затем эта стремительная буря роста замедлила свой ход и по сей день.

***

Конечно до уровня завуалированности далеко.Но появилось и нечто новое, явно поучающее. И всеми любимых официальных тем так-же вполне достаточно: православие, патриотизм, война, семья, природа, дети.

Из чего выбрать есть. И, как говорится, главное не количество, а качество. Замечу, что конкретному счёту произведения не подвергались.

***

Что касается прозы, то, честно говоря, она у меня развита слабо. Изначально, заняв позицию публикаций, таковой она и остаётся. К последним относится проект «Родное перо». Ну вот не совсем идёт. И мы плавно переходим к вопросу о процессе создания.

Бывает достаточно немного задуматься и далее происходит некий «мозговой штурм» — понятие довольно известное в психологии. Чаще всего посещает муз, и почему-то по ночам или вечером. Успевай записывай летающие мысли, лови их. Но, в большинстве своём это не моего ума дело. Как и уже признавалась: «Мои стихи написаны не мной» или «Мне ведь и не знать, как быть поэтом».

Не малую часть творчества занимает и мотивационная тематика. Вообще, как видно, никакого роста строго по ступеням нет. И появление различных тематик, тесно переплетаясь друг с другом, является независимым и несколько хаотичным. Поэтому, если данная тема могла быть вначале, так и появиться в последних строках. Так же тематика может приобретать всё новые и новые краски. Та же тема любви приобретала форму эмпатии и наоборот.