«Хамил он буквально всем. Авторитетов для него не существовало.
Нуреев знал, что от талантливый и одаренный танцовщик. Знал и беззастенчиво этим пользовался, считая себя незаменимым.
В гостинице мы его почти не видели – все время где-то пропадал. Очень скоро мы узнали, где именно: среди его поклонников было много лиц с отклонениями от норм.» (Алла Осипенко, балерина)
Самым известным «невозвращенцем» 1960-х годов был Рудольф Нуреев – солист Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова.
На Западе этот театр, ныне известный как Мариинка, любили не меньше, чем Большой. Так как полностью название выговорить иностранному зрителю было сложно, то бытовало простое наименование, которое вскоре стало брендом – «Киров-балет».
Лучше вообще не жить, чем жить по регламенту!
В 1961 году театр выехал на гастроли во Францию и Великобританию. Брать ли солиста Нуреева, на самом деле, сомневались – уж больно он был дерзок и свободолюбив.
И не зря сомневались – во время гастролей строптивый танцовщик нарушил все гласные и негласные правила поведения советских граждан в капиталистических странах. Он мог, например, сорвать важную репетицию с партнершей из-за съемок в рекламном ролике.
Или просто гулять по Парижу, вместо того, чтобы, держась по 5 человек в группе, рыскать по дешевым магазинам и скупать все подряд на три поколения вперед.
«На улице царила атмосфера вечного бала. Я физически ощущал притягательную силу этого города и одновременно особенную ностальгию» - признавался артист.
А прикрепленного представителя органов Нуреев и вовсе поразил детским поступком – купил игрушечную железную дорогу и играл в нее прямо в гостиничном номере.
В Москву летели реляции: «Нуреев Рудольф Хаметович один уходит в город и возвращается в отель поздно ночью. Кроме того, он установил близкие отношения с французскими артистами, среди которых имелись гомосексуалисты.
Несмотря на проведенные с ними беседы профилактического характера, Нуреев не изменил своего поведения».
Рудольф Хаметович, и правда, заявил офицеру КГБ Стрижевскому: «Лучше вообще не жить, чем жить по регламенту!»
Я сделал самый длинный, самый волнующий прыжок за всю мою карьеру
Тучи над артистом, триумфально выступавшим в Париже, сгущались. И в момент, когда труппа должна была выехать для продолжения гастролей в Лондон, замдиректора театра Г. Коркина и «куратора» Стрижевского вызвали в посольство.
Вместо ожидаемых похвал за грандиозный успех театра, они получили категорическое предписание о немедленном откомандировании Нуреева в Москву.
Сколько Коркин ни доказывал, что о Нурееве пишет вся французская пресса, что его отсутствие скажется на успехе все труппы, все было тщетно.
Руководство из Москвы продумало все по-иезуитски – Нурееву должны были сообщить о решении уже в аэропорту, во время паспортного контроля. Коркин пытался объяснить, что такие топорные действия могут повергнуть артиста в шок, но его никто не слушал.
Замдиректора «Киров-балета» оказался прав - это известие, действительно, стало для Рудольфа Нуреева громом среди ясного неба. Никакие «уговоры» и уверения, что его вызвали на Родину для того, чтобы выступить на ответственном мероприятии в Кремлевском дворце съездом перед самим Никитой Сергеевичем, не работали.
Артист был словно со сне. Но тут сон из кошмарного стал трансформироваться в чудесный буквально на глазах. В нем появился новый персонаж – некая Клара, миллионерша, поклонница Нуреева, а заодно и невеста сына министра культуры Франции.
Она пришла проводить своего любимца, ведь именно с ней он пропадал ночами, с ней сидел в кафе рядом с Гранд-опера.
Дальше сюжет развивается в идеальном кинематографическом формате. Склонившись к уху артиста, Клара шепотом советует ему сейчас же подойти к полицейским и сказать, что он хочет остаться во Франции.
Реакция Нуреева последовала немедленно: «Я сделал самый длинный, самый волнующий прыжок за всю мою карьеру и приземлился прямо в руки двух полицейских. «Я хочу остаться», - задыхаясь, произнес я».
На следующий день это балетное па в аэропорту получило в мировой прессе название «прыжок в свободу».
Эпилог
Год спустя Нуреева заочно приговорили к семи годам исправительно-трудовых работ с отбыванием срока в колонии строгого режима, с конфискацией имущества. В следующий раз он приедет в Россию лишь на трое суток – проститься с умирающей матерью.
На Западе Рудольф Хаметович сделал блестящую карьеру, был нарасхват, выступал на крупнейших площадках мира, был одним из самых богатых танцовщиков планеты.
Скончался в 1993 году, от СПИДа.
При подготовке поста использованы книги: А. Васькин «Повседневная жизнь советской богемы от Лили Брик до Галины Брежневой», Р. Нуреев «Автобиография», материалы из Википедии.
Было интересно? Пожалуйста, поставьте 👍 и подпишитесь на мой канал! Спасибо за внимание!
Читайте на этом канале:
👉 Параноик с Остоженки: здесь жил создатель ГУЛАГА