До текущего года не возникало потребности в Турции водить машину. Поменяла работу, в связи с рабочим разъездным графиком решила озадачиться вопросом: получить права здесь с нуля или же запросить через РФ, чтобы подтвердили, что у меня там права есть и выдали местные.
Ситуация какая: можно отправить запрос в МВД в РФ, который рассматривается (по последним данным около 2-4х месяцев, сейчас во времена К думаю дОльше), получив ответ оттуда, здешние права тебе выдают.
Подумывала получить в РФ международные и по ним кататься здесь. НО у меня ВНЖ турецкий, живу постоянно тут, поэтому такой вариант запрещен. Можно покататься 6 месяцев с момента въезда в страну и т.к. я часто вылетаю, но решила не рисковать, а отуречиваться дальше:)
Это было мое первое обучение на турецком языке и знаете, мне очень понравилось! Сейчас выбираю, куда почти еще поучиться:) Затянуло, так сказать:)
Конечно, это зависит от того, где и у кого учишься. В автошколу Villa Levent (5 мин пешком от м. Левент) пошла по рекомендации подруги. И осталась оооочень довольна.
Необходимые документы (все очень просто):
- ВНЖ или Рабочая Виза (обязательное условие)
- Копия диплома (для иностранцев нотариально заверенный перевод диплома, я отдала копию перевода, который предварительно готовила на рабочку, приняли)
- 4 биометрические фото (в фотоателье говорите, что вам на права и они знают размер, чтобы уши были открыты и проч)
- Прописка (Ikametgah) брала через e-devlet, указав причину получения, сразу же выдается
- Savcılık belgesi (Справка о несудимости) брала через через e-devlet, указав причину получения, сразу же выдается
- Sagılık raporu (Мед.справка) выдается в любой поликлинике, но на курсах предложили пройти мед.осмотр у них (70 tl).
Как проходил мед.осмотр: дедушка- врач проверил зрение, когда увидел, что хорошее, пытался убедиться, что линз не ношу (в правах указывают ношение линз и очков), задал пару вопросов о жизни и все:)
При записи на курсы выбираешь на каком языке будешь сдавать экзамен и какой тип автомобиля будешь водить (мануальный / механика или автомат). Механику я вожу и в РФ, с этим проблем нет, сдаваться замучаешься, подумала я с этим сцеплением (проходили, знаем), поэтому выбрала автомат.
В день записи выдали книжку по теории и книжку с тестами. Тесты натаскивают на экзамен очень хорошо, поэтому советую ими заняться прямо с первых дней.
Уроки по теории длились 8 дней (будни 2-3 часа и 2 полных выходных сб и вс), проходили на турецком. Объясняют очень просто, натаскивают на тесты, разбирают жизненные ситуации.
Курс по теории делится на 3 блока / 3 преподавателя: сами ПДД, первая помощь (выучила заодно анатомию на турецком, кстати, очень полезная информация) и строение автомобиля.
В классе не более 15-ти человек было, иностранка была я одна, хотя инструктор потом мне сказал, что иностранцев у них много приходит.
После курсов по теории ученику выделяют инструктора и уже начинается вождение (15 уроков вождения, включая вводный о всех рычагах, аккумуляторе и кнопочках на приборной доске).
Параллельно готовилась к экзаменам по теории (где-то через месяц после окончания уроков по теории), приходит смс-ка о дате и времени экзамена.
Как сдавала теорию: на турецком - это было принципиальным решением. Почему не на русском (такая опция есть, а еще есть варианты сдачи на арабском, английском, китайском, испанском и проч - и все это законодательно закреплено). Турция просто идеальная страна в этом лояльном отношении к иностранцам. Всегда сравниваю, как в наших странах?...
За 8 лет видела столько кривых переводов с турецкого на русских во многих учреждениях (в том числе и гос.структурах), поэтому логика была следующая: если будет кривой перевод, может быть неверным ответ, т.е. незачет, сдавай снова.
Поэтому я решила сдавать на турецком, 4 попытки есть, справлюсь, подумала я и прошла с 1-го раза. Там все просто, главное учить теорию и не нервничать.
Сдача проходит в специально оборудованном классе одной из школ, онлайн, тест.
Класс рассчитан порядка на 40 человек, за каждым закреплено свое место с посадочным номерком (под наблюдением видеокамер), телефоны и личные вещи оставляешь в камере хранения, в класс проходишь только с паспортом и допуском на экзамен (выдают в автошколе). В классе присутствуют наблюдатели, которые следят за порядком и чтобы не было возможности что-либо спросить у соседа/списать.
Посторонние не допускаются в само здание, ждут на улице. При входе в класс делают предупреждение, что если ты идешь сдавать экзамен за брата /свата/друга (а такое турки тоже проделывали видимо), то тебе сулит наказание.
За 45 минут 60 вопросов. К вопросам можно вернуться и поменять ответ, если передумал.После нажатия кнопки завершения, естественно, уже ничего поменять нельзя. Я управилась за 35 минут, т.е. времени хватает.
Вопросы из 3х изученных областей (меньше всего по первой помощи, т.е. если даже ни на один из них ответишь неправильно, а на остальные правильно, проходной балл получишь). Проходной балл 70 из 100.
При выходе из класса подписываешься распечатанный листочек с ответами, в коридоре стоит терминал, при вводе ID выводится сразу твой результат. Танец яблочка я так старательно не танцевала давно:)))
Как выбрать инструктора: я выбрала одного из преподавателей теории, он, будучи еще и одним из директоров курсов, естественно, человек занятой, уроки в середине рабочего дня, но у меня это устроило.
Я говорю администраторам: я не тороплюсь закончить курсы за месяц, я иностранка, мне понравилось, как Мурат Бей объясняет и хочу только к нему. Ну вы понимаете, язык это немного сложно для меня и проч. Настояла, дали мне Мурат бея:) Это просто супер инструктор, терпения и обаяния столько, говорит мало и по делу, объясняет реально очень хорошо. Параллельная парковка - о Боги! С ним я это начала делать просто очень легко. Он просто король по обучению параллельной парковке.
Потом мне признался, что предки у него (дедушка) из Болгарии, советский народ хорошо понимает и почти всех иностранок из СНГ ему отдают:) Советую. Пишите в ЛС, дам пароли-явки. Он дает и частные уроки тоже.
Я не призналась ему, что у меня есть в РФ права, зачем, сказала, что есть небольшой опыт вождения. 8 лет жизни здесь я не водила активно, поэтому хорошо, что прошла курсы и сейчас себя чувствую более уверенно за рулем.
Учились вождению мы на Nissan Micra (тогда еще 2019 только вышла в Турции, школа закупила, но мы не успели на них покататься) и на механике и на автомате. Уроки вождения начинаются и заканчиваются около школы (там паркинг машин)
Для обучения вождению в городе выделена специальная зона с местами для тренировки “заезда в гараж” и “параллельной парковки”, “разгона торможения”, “сдать назад”. Зона обозначена как учебная для других водителей, чтобы не сигналили и не нервничали, но т.к. этот паркур еще и объездная дорога основной магистрали в час пик были случаи, когда некоторые турецкие женщины проявляли свое нетерпение. А нам, ученикам, там можно ехать не более 40 км/час. Вот кен ай ду? Сама такая, кароче:)
Мурай бей понял, что гонять по этому паркуру мне не особо интересно, и мы стал с ним выезжать в город - вот это кайф, по всем пробкам меня протащил, чтобы отработала гит-дур (езжай-стой), по набережной, а т.к. я как раз параллельно переезжала в эти дни в этот район и его еще хорошо не знала, заодно и выучила район и все развязки. Учились парковаться у дома моего.
И лайфхак от инструктора: сторонись турецких женщин на дороге, мужики тебе всегда помогут, главное, наладить зрительный контакт с водителем соседней машины. С турецкими женщинами сложно не только русским и красивым, но и нам, турецким мужикам. С гранатами они все. Смеялась я долго:)
В общем, было очень здорово, душевно, четко и вождение я сдала тоже с 1го раза, испортив экзаменаторам статистику этого утра (до меня никто не сдавал).
Экзамен по вождению принимают не полицейские, а учителя из других школ. У них есть опросный лист заданий, куда они записывают все выполненные упражнения и баллы за них. Помимо 2х наблюдателей в машине, 3м садится в машину преподаватель от твоей автошколы. Мурат Бей будучи директором экзамены не принимает, был дежурным другой инструктор, который спросил: Волнуешься? Нет, говорю, а то ошибусь. Правильно, молодец, ты сдашь! И так все на позитиве, ни у кого нет желания тебя завалить и проч.
Перед началом экзамена просят открыть багажник и капот, спрашивают про наличие домкрата, запасной шины, аптечки, покажи аккумулятор, а куда жидкость для омывания заливать и проч. Если на эти вопросы ответишь, допускают к экзамену по вождению. Это все рассказывают на уроках теории, в youtube есть ролики с описанием процесса.
Тут нельзя забыть и пристегнуться, настроить зеркала и не забывать про поворотники. Будучи культурным водителем, поворотники использую всегда и даже экзаменаторы отметили этот момент - ни разу не забыла. “Вы будете самой аккуратно ездящей женщиной за рулем” на прощание услышала я после слов “зачтено”. Танец яблочка 2.
Где-то по истечении 2х недель из автошколы пришел ответ, что можно забрать сертификат об окончании.
После получения сертификата (т.е. тебя уже видят в системе, что ты прошел экзамен), заходите на сайт: https://randevu.nvi.gov.tr/ (на курсах администраторы это рассказывают) и берете рандеву на получение прав.
Пошлина за права должна быть предварительно оплачена.
В нужное время приходишь по месту прописки в Nüfüs Dairesi и тебе выдают права.
При получении прав брали отпечатки пальцев (в РФ 20 лет назад такого нет, поэтому улыбнуло) и права я получила в Бешикташе сразу же. Заняло около 15 минут на всё.
Дерзайте, ничего сложного кроме тонны новой лексики нет, все дружелюбные и тебя поддерживают. У вас все получится и потом будет свобода передвижения!:)
При аренде машины, кстати, на многих сайтах увидите, что права должны быть от года. Я с собой всегда беру рос.права, переведенные на турецкие и заверенные нотариально (сделала, когда еще планировала сделать запрос в РФ в 2015 г. по правам, потом упал самолет и проч., не сложилось, но копия осталась)
Еще на канале:
Как выучить турецкий самостоятельно?