В начале ХХ века методы и выводы традиционной психологии подвергались критике, шел активный поиск нового подхода. Одним из результатов такого поиска стал бихевиоризм, родоначальником которого можно считать Дж. Уотсона.
Название бихевиоризм происходит от английского «behaviour» – поведение. Направление в психологии (и других социальных науках), которое носит это название, занималось изучением поведения, взаимодействия стимулов и реакций (рефлексов). Таким образом, в центре исследования психологии стали навыки, учение, опыт.
Огромное влияние на возникновение и развития бихевиоризма оказали труды И.П. Павлова и его описания условных рефлексах. Было сделано предположение, что таким же образом условные рефлексы руководят поведением людей, следовательно, формируя “нужные” условные рефлексы, можно добиться много – как избавления от некоторых проблем (в частности, страхов и фобий), так и воспитание принципиально новой личности. Однако самому Дж. Уотсону претворить большинство идей в жизнь так и не удалось.
Вообще, большинство исследований бихевиористы проводили на животных, перенося результаты и на людей, что неоднократно становилось предметом критики представителей других школ.
Несмотря на это, бихевиоризм был очень популярен в США (во много благодаря своему энергичному и харизматичному создателю), и привлек внимание широких слоев населения к психологии вообще. Кроме того, это направление обещало весьма заманчивые перспективы. Важно, что это было первое направление в психологии, которое отдавало воспитанию и обучению первое, самое важное место. Так, например, Дж. Уотсон утверждал, что способен воспитать из любого здорового младенца человека без страха и со способностями в заранее определенной области.
Согласно Дж. Уотсону все проблемы человека связаны с формированием, «не тех» условны рефлексов. Так, он описывал эксперимент, когда у полуторагодовалого ребенка был сначала выработан страх перед сосудом с рыбками, затем, чтобы снять этот страх, ставили на довольно большое расстояние сосуд, когда ребенок ел, затем постепенно ставили сосуд все ближе и ближе. В конце эксперимента уже не сосуд, а рыбка в открытой тарелке, стояла около ребенка, не вызывая страха и беспокойства.
Последователи бихевиоризма также считали возможным и нужным контроль над поведением с целью формирование личности, полезной для общества, или в иных целях (сам Уотсон говорил о формировании потребителей и создании в рекламе определенных стимулов, вызывающих нужную реакцию).
За крупным успехом бихевиоризма последовало забвение. Но он дал начало таким направлениям в психологии, как необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая терапия. Прикладные исследования бихевиоризама применяются в социологии, коммерции и других областях, часто далеких от психологии.
Еще больше статей на нашем сайте - InsautGroup