Картинки являются универсальным средством взаимопонимания людей. Психолог Андрей Зберовский рассказал для iReactor, по какой причине мемы так органично вписались в современную жизнь и почему самые любимые — мемы с животными.
Сегодня обмен мемами — обычный элемент интернет-общения, в соцсетях существуют сотни пабликов с многомиллионной аудиторией, которые публикуют смешные картинки. Почему людям настолько нравятся мемы и как это веяние влияет на человеческую психику, для iReactor объяснил психолог, профессор Андрей Зберовский.
По словам Андрея Викторовича, интерес людей к образной подаче информации вполне логичен. Человеческий мозг — это наследие приматов, которые миллионы лет использовали невербальную коммуникацию, в то время как речь появилась относительно недавно — в масштабах истории, конечно.
Приматы существуют на Земле десятки миллионов лет, речь у нас появилась всего миллион лет назад. То есть зрительные образы для мозга человека психологически ближе и понятнее, чем речь, картинка всегда нагляднее. Тем более с учетом того, что подавляющее число людей без высшего образования, не все слова-то понимают, которые в обществе употребляются, и словарный запас небольшой. Не читающих людей огромное количество. Не язык, а именно картинки являются главным средством взаимопонимания людей. Образы распаковываются у нас в мозгах одинаково, совершенно вне зависимости от возраста, социального положения, начитанности и прочее. То есть картинки — это универсальный язык общения, для мозга так легче, — объяснил психолог.
Не мемом единым
Несмотря на то, что образное восприятие информации вполне привычно для человеческого мозга, не стоит забывать, что за последний миллион лет человек довольно преуспел в развитии. Изобрел письменность, например. Поэтому сводить потребление информации исключительно к смешным картинкам и забавным видео на YouTube чревато проблемами, особенно для неокрепшей детской психики. Собеседник издания напомнил давно известную, но по-прежнему актуальную истину — человеку, особенно в юном возрасте, необходимо читать, ведь это развивает не только образное, но и абстрактное мышление.
Мемы, конечно, могут отрицательно влиять, но только в том случае, если нет альтернативного канала информации. Если одновременно с мемами ребенок читает, то проблем нет никаких: мы симметрично развиваем и знаковое, речевое и образное мышление. Мозг развивается гармонично, как и положено для человека. Если же ребенок не читает, если он с детства осваивает только смайлики, мемы, видео, картинки, то мы получаем этакого дикаря. Статистика наша психологическая показывает, что у таких детей возникают трудности в освоении сложных, теоретических, абстрактных понятий, потому что у них нет картинки соответствующей, — отмечает Зберовский.
Психолог отметил, что у таких детей в дальнейшем возникают проблемы с освоением физики, химии, биологии, математики, где требуется именно абстрактное мышление. Снижается мотивация к учебе, снижается сама возможность усваивать сложные понятия. Если же говорить о взрослом человеке, старше 20-25 лет, уточнил Андрей Викторович, то на него какого-то негативного воздействия не будет.
А что насчет котиков?
Мемы — это уже целый культурный пласт. Их могут создавать из оригинальных рисунков или фотографий, кадров из фильмов. Но отдельная категория — мемы с животными. Они могут быть милыми, смешными, нелепыми, и всегда одними из самых популярных. Психолог также объяснил, почему интернет-пользователи так симпатизируют именно представителям фауны. Все просто — мы относимся к ним гораздо лучше и с большим доверием, чем к своим собратьям. С изобретением оружия в обществе взращивалась уверенность, что человек опаснее животного.
Мы воспитываемся с детства в недоверии к людям и воспеваем собачью преданность. Наш мозг так обрабатывает действительность, что мы животным доверяем, считаем их верными, преданными, любящими, считаем их более искренними. Люди, у них второе дно всегда есть, а то и третье. Мы говорим одно, делаем другое, думаем третье, а животные — они искренние. И, конечно, нам доверять проще тому, кто искренний. Именно в этом секрет того, что в мемах именно животные вызывают однозначную, у всех одинаковую реакцию — и эта реакция положительная, — уверен Зберовский.
Можно задаваться более философскими вопросами, например, не являются ли сегодня мемы своего рода фастфуд-информацией и не лишают ли они при этом человеческое общение глубины. Но факт остается фактом: веселые картинки уже стали привычной, а главное, позитивной частью коммуникации.