Цитатник как форма работы с текстом

268 прочитали
В своей работе я часто использую такую форму, как составление цитатников.

В своей работе я часто использую такую форму, как составление цитатников. Выписывая цитаты, ученик обращается непосредственно к тексту, находит главные мысли, а следовательно, лучше понимает прочитанное. Расскажу об этом подробнее.

В первую очередь я объясняю ученикам, что цитата - это не любая фраза, бездумно вырванная из текста, а какая-то важная мысль, которая имеет значение не только в конкретном тексте, но и сама по себе. Цитату можно использовать, чтобы подтвердить свою позицию, сослаться на нее, чтобы доказать свой аргумент.

Однако цитатник - это не просто выписанные в тетрадку фразы, а настоящая творческая работа. Цитату надо осмыслить, подобрать к ней визуальный образ. Подбирая картинку, ученик обдумывает мысль, старается понять глубокий смысл сказанного автором. Слова, подкрепленные иллюстрацией, надолго остаются в памяти.

Конечно, сразу дети не научатся составлять хорошие цитатники, но систематическая работа в этом направлении даст свои плоды.

Можно предложить ученикам выписывать цитаты при чтении большого произведения, а можно взять небольшой важный отрывок и поработать с ним.

Такую работу я проводила с фрагментом из поэмы Гоголя "Мертвые души". Это всем известное лирическое отступление "Русь-тройка". Я предложила девятиклассникам внимательно прочитать текст, выписать из него не менее 5 цитат и сопроводить их подходящими иллюстрациями. Работу ученики выполняли в сервисе Canva, используя для этого любые шаблоны: инфографику, календарь, презентацию и другие.

В большинстве работы получились удачные, даже у слабых ребят. Покажу один из цитатников.

Не обошлось без креатива. Одна ученица, осваивающая фотошоп, предложила свою интерпретацию фрагмента. Это, конечно, не совсем Гоголь,зато в этой работе чувствуются заинтересованность и творческий подход ребенка. Вот пример.

В своей работе я часто использую такую форму, как составление цитатников.-3

Цитатники можно использовать не только на уроках литературы и не только в работе с художественными текстами. Я думаю, что вполне возможно создавать математические, исторические, географические и любые другие цитатники.

Поделитесь мнениями об использовании цитатников в вашей работе.

Другие идеи на канале "Учительская мастерская".