Найти тему
HypeWave

Что произойдет, когда машины будут писать песни так же хорошо, как ваш любимый музыкант?

Инструменты искусственного интеллекта навредят одним и помогут другим музыкантам.

Клив Томпсон (с)

Эд Ньютон-Рекс практически вырос, благодаря музыке. Будучи ребёнком, он пел в хоре Королевского колледжа в Англии и играл на пианино. После он получил музыкальное образование и одна из вещей, которые он изучал, была "Почему людям нравится музыка?". Он пришёл к выводу, что конкретного чёткого ответа нет: это очень сложное сочетание искусства, тембра и эмоций.

И математику. Из открытия Пифагора 2500 лет назад следует, что музыка глубоко математична и её возможно создать с помощью чисел и алгоритмов. После получения степени бакалавра в 2010, Ньютон-Рекс отправился к своей девушке, которая в то время обучалась в Гарварде. Там он посещал лекции по кодированию и загорелся идеей написания программного обеспечения, которое генерировало бы музыку, используя способность машины полу-случайно комбинировать числа. "Почему компьютеры всё ещё не могут делать это?".

Он планировал создать композиторскую машину. В течение следующего года он научился создавать прототип, способный создавать музыку, основываясь на простых правилах. Вскоре его система "Jukedeck" создавала мелодии достаточно хорошо для привлечения спонсорства. Он нанял программистов для переписания его системы при помощи использования нейронных сетей. Это была новая технология искусственного интеллекта. Ньютон-Рекс с командой загрузили в систему тысячи мелодий: поп, блюз, фолк и другие жанры. Нейронная сеть расшифровывает глубокие паттерны в музыке и создаёт мелодии на основе интуиции.

С тех пор "Jukedeck" написал более 1 миллиона песен, а за последние несколько лет появилось несколько подобных фирм - "Amper" в Нью-Йорке, "Popgun" в Австралии и "AIVA" в Люксембурге. Все они присоединились к новой странной индустрии. Инструменты программы довольно просты: "выберите жанр", "настроение", "продолжительность" и вуаля - "Jukedeck" предлагает бесплатную композицию для вашего личного проекта или, если вы платите, для коммерческого использования. Песни, написанные "Jukedeck" и его аналогами, уже появляются в подкастах, видеоиграх и контенте YouTube. "От видео с какими-то объяснениями до семейных праздников и спортивных видеороликов", - говорит соучредитель "Jukedeck" Патрик Стоббс. В течение многих лет создатели DIY-видео лицензировали мелодии из огромных «библиотек» произведений с функциональной музыкой, созданной людьми. Теперь ИИ предлагает свежие композиции по одному нажатию кнопки.

-2

Песни получаются на удивление хорошими. Я сгенерировал 90-секундную фолк-поп-мелодию на "Jukedeck", используя опцию "uplifting", с басами, барабанами, синтезаторами и чисто искусственной гитарой. Робот-композитор даже добавил несколько уместных пауз. Как музыкант на пол ставки, я сочинил и записал достаточно для того, чтобы остаться под впечатлением. Мелодия не была блестящей или запоминающейся, но она легко соответствовала качеству человеческой работы, которую вы можете услышать в видео и рекламе. В то время, как на создание такой композиции человек может потратить не менее часа, "Jukedeck" сделал всё менее чем за минуту. Это вызывает ряд вопросов. Мы много слышали об улучшении искусственного интеллекта для выполнения сложных задач: вождение автомобилей, распознавание лиц, перевод языков. Но когда машина может сочинять песни так же, как может талантливый музыкант, это может иметь большие последствия. Не только для средств к существованию, но и для самого представления о том, что делает людей уникальными.

Ньютон-Рекс и его коллеги на самом деле устроились очень хорошо. В течение многих столетий музыканты были загипнотизированы идеей писать алгоритмически, обычно находя какое-то устройство, чтобы добавить случайности своему ремеслу. В 18 столетии композиторы играли в кости при создании композиций. Один музыкант брызгал краской на партитуру и играл по тем нотам, что были видны. В Амстердаме Дитрих Винкель, изобретатель метронома, построил гигантский автоматизированный трубный орган. Он объединял мелодии, используя две бочки, которые взаимодействовали в случайном порядке. В 1930-х годах, с помощью Леона Термена, Генри Коуэлл создал роботизированную драм-машину "Rhythmicon". Инновации снова приобрели популярность в 1960-х годах, когда фанаты первого поколения компьютеров заставили мэйнфреймы размером с комнату генерировать простые мелодии. Несколько десятилетий спустя, инструменты для композирования появились на первых персональных компьютерах. Теперь, благодаря программному обеспечению "Laurie Spiegel’s Music Mouse software", вы можете создавать собственные музыкальные алгоритмы при помощи мышки и клавиатуры.

Существуют две силы, способствующие взрыву современной роботизированной музыки. Один из них - развитие нейронных сетей. Методика, которой учёные искусствоведы пользовались в течении десятилетий. Такие компании как Google выпустили бесплатный, простой в использовании код нейронной сети, так что теперь практически любой компетентный программист может заниматься этим. Нейронные сети позволяют выпускать более утончённые композиции, чем технологии прошлого. Вместо того, чтобы точно указывать системе как составлять мелодию или ритм, кодер просто собирает тысячи примеров и позволяет системе создавать свои собственные правила.

Вторым фактором является спрос. Рынок фоновой музыки в США в 2017 году достиг 660 миллионов долларов, что на 18 процентов больше, чем двумя годами ранее, по словам отраслевого консультанта Барри Массарски. В 2018 прирост составил ещё 11 процентов. Композиторы со всего мира сводят концы с концами, внося вклад в библиотеки мелодий, которые используют YouTube и ещё сотни корпораций. В основном это как аудио версия стоковых фотографий: они предсказуемы, но этого достаточно для фона в видео или подкаста.

-3

Искусственный интеллект серьёзно разрушил рынок труда. Фоновая музыка довольно алгоритмична, даже когда люди пишут её: вы вводите один мотив, затем другой, складываете их вместе и повторяете. Это то, что основатель "Amper" Дрю Сильверстейн, бывший голливудский композитор, называет «функциональной» музыкой.


"Нам не особо интересно, как оно было создано и откуда появилось", - говорит он. "Хороший пример - фоновая музыка, верно? Это музыка, которая служит цели, она не самостоятельна. В этом случае "Ампер" радикально превосходит людей. "Amper" - это не музыкальный инструмент. Это музыкальное решение", - утверждает Сильверстейн, - Что бы вы выбрали: медленного человека или молниеносного, почти бесплатного бота, способного сгенерировать саундтрек?

Но дискуссия не ограничивается функциональной музыкой. По мере того, как улучшаются возможности ИИ, вполне возможно, что в скором времени и песни станут достаточно хороши для прослушивания, например, во время работы или в машине. Это заманчиво и для стриминговых платформ. Представьте себе, что Spotify самостоятельно генерирует тысячи часов чилаут-треков без необходимости платить людям-композиторам. Это не просто предположения. В ноябре 2017 года "Jukedeck" выпустил 11 песен для афтерпати технической конференции Slush. Эти песни могли бы конкурировать с созданными человеком композициями, которые достигают миллионов прослушиваний. В июле 2017 года Spotify наняли крупного ученого-исследователя музыки Франсуа Паше для разработки машины, которая смогла бы помочь музыкантам.

-4

Всякий раз, когда мы размышляем о последствиях автоматизации, в голове возникают мрачные и не очень картинки. Оптимисты утверждают, что несмотря на то, что искусственный интеллект уничтожит некоторые рабочие места, он создаст необходимость в новых, которые будут лучше оплачиваться и требовать более креативного подхода. Пессимисты на это скажут "окей", но этой работы никогда не будет достаточно для тысяч безработных. Люди, которые стоят за созданием ИИ говорят, что они никогда не устранят потребность в талантливых музыкантах, пишущих сложные композиции для фильмов и телевидения или же просто песни, которые мы все хотим и любим слушать. "Мы не ставили себе за цель начать революцию на рынке труда. Основная причина, по которой мы создали всё это - помощь музыкантам", - говорит Ньютон-Рекс. Инструменты искусственного интеллекта не распознают контекста, не улавливают суть. "Это всё равно, что взять композитора, у которого нет другого жизненного опыта, кроме как чтения 1000 произведений и попытаться сделать что-то абсолютно новое. Программы не знают что делают, не могут влить эмоции и душу в произведение".

Как говорит Адам Хиббл, создатель инструментов для написания музыки "Popgun":

"Искусственный интеллект не имеет представления о том, что является культурно значимым, политически важным или что ещё в настоящее время необходимо для духа времени. Это бессмысленная, но очень умная система создания музыки".

В таком случае, людям придётся адаптироваться. Конечно, это коснётся не только 3 минутных композиций. Чтобы прокормить свои семьи, композиторам скорее всего придётся улучшать свои навыки для выполнения работы, которая не под силу машинам. "Музыканты и композиторы, ваша работа не будет существовать через пять лет", - говорит Сильверстейн, - "Ваша карьера, безусловно, будет".

Но музыка ИИ вызывает и ряд других этический и философских вопросов. Боб Штурм, аккордеонист и ученый в Стокгольме, является поклонником традиционного ирландского народа. В 2017 он обучил нейронную сеть 23 000 ирландским мелодиям и создал более 60 000 новых. Возможно не все из них были живыми, но 1 из 5 была хороша уж точно. "Некоторые их них звучат как настоящие ирландские композиции. Я уверен, что никто и не сможет отличить. Сочетание качества и характера, особая мелодия, которая может стать классикой", - сказал композитор Дарен Банарсе.

-5

Штурм и Барансе собрали альбом из лучших творений композиторов при помощи ИИ рецензистам "the Ó Conaill Family and Friends". Никто не ожидал, но они получили отличные отзывы. Но некоторые представители ирландского народа возражали на том основании, что созданные ИИ песни по своей сути ужасны. Каждая из них основана на творчестве людей, написавших оригиналы. Штурм понимает их опасения: "Что даёт нам право брать 23 000 мелодий, которые были собраны сотнями добровольцев онлайн, для одной цели и использовать для совершенно другой?"

В какой-то степени философия тоже играет свою роль, ведь творчество, по крайней мере исторически, всегда было типичной человеческой деятельностью. Наша музыка неразрывно связана с нашей эмоциональной жизнью и вплетена в обряды цивилизации. Вот почему перспектива автоматизации её создания может вызвать тревогу, даже удручать. Приходит понимание, что то, что мы часто ассоциируем с одухотворенностью, может быть переиначено компьютером.

Тем не менее, нейронные связи просто имитируют то, что люди уже сочиняли. Даже мы крадём и трансформируем, когда пробуем что-то новое для себя. Наше творчество построено на творчестве тех, кто был до нас. Но когда машина делает это, сам процесс может ощущаться как безэмоциональный, вампирический акт.

На данный момент ни одна коммерческая система искусственного интеллекта не достаточно хороша для создания самодостаточной симфонии или даже целой поп-песни со словами. (Некоторые музыканты-программисты пробовали генерировать тексты, но безуспешно.) Так что, если вы хотите провести Рубикон между человеческим и компьютерным творчеством, это он. Хитовая песня одним нажатием кнопки - последний рубеж человечества!

Есть музыканты, которые пытаются дополнить, а не заменить свои навыки сочинения. Нейронные сети в качестве партнёра по написанию. Звучит неплохо. Певица Тарин Саузерн набирала свою аудиторию, благодаря комедийным песням, которые она выпускала в YouTube. "Я никогда не была опытным музыкантом", - сказала она мне. Ей приходилось уговаривать друзей создавать ей минусовки или лицензировать инструментальную музыку.

Затем в 2017 Саузерн открыла для себя инструменты ИИ и подумала, почему бы не создавать музыку таким способом. Она начала использовать "Jukedeck" и "Amper" для своих треков. "AIVA" сочинил классическую фортепианную композицию для её песни "Lovesick". Программа обучается благодаря работам ведущих композиторов 18-го и 19-го веков, так что это похоже на сотрудничество с Бетховеном. И она исследовала более сложные экспериментальные программы, такие как Watson Beat, с программистом IBM Анной Чейни.

Собрав десятки фрагментов музыки и звуков, Саузерн запустила свое программное обеспечение для редактирования, чтобы создать альбом инструментальных резервных копий для её текстов. Результатом стал "I AM AI", альбом блестящих треков. Говорят, что ее проект является предвестником будущего, в котором ИИ помогает людям, а не заменяет их. В конце концов, мало кто по-настоящему хочет слушать музыку, сгенерированную программным обеспечением: "Если всё это сделано роботом, то это просто не интересно".

В сотрудничестве между человеком и машиной музыканты так же открывают для себя что-то новое: новые эстетические возможности. Хотя бы потому, что творчество ИИ может быть довольно чуждым, особенно на зачаточном этапе. В прошлом году французский поп-исполнитель Бенуа Карре использовал "Flow Machines", экспериментальный искусственный интеллект Sony, для помощи в создании его альбома "Hello World". Он обучил систему мелодиям, которые он и его сотрудники создали и выбрали. "Я немного похож на художественного руководителя или продюсера и у меня в комнате сумасшедший музыкант", - сказал он мне. "В большинстве случаев это дерьмо, но время от времени программа предлагает что-то, о чём я и не думал даже". Во всяком случае, поиск полезных результатов ИИ занимал какое-то время. Вероятно, даже больше, чем написание всего самостоятельно. В поп-музыке всегда одни и те же аккорды. В некотором смысле, мы все еще похожи на тех музыкантов 18-го века, которые бросают кости и пытаются обмануть человеческое творчество силами, которые мы не контролируем.

-6

Коллаборация человека и искусственного интеллекта подымет новые вопросы об авторском праве. "Если вы хотите чтобы нейронная сеть создавала музыку в стиле "The Beatles", вам надо чтобы у неё был источник. Так получат ли они за это гонорар?", - задаётся вопросом Скотт Коэн, соучредитель Orchard, фирмы по распространению музыки, фильмов и видео. Вы можете рассматривать этот процесс как копирование (когда надо платить автору), либо же просто как источник вдохновения (что бесплатно). Предположим, что я внесу мелодию Арианы Гранде "Thank u, next" в приложение, которое, как и "Watson Beat", предсказывает музыкально правдоподобные следующие такты. Если я использую эти такты, то должен ли я что-то Гранде? Такие вопросы нужно будет решить в ближайшие годы.

Это, вероятно, и есть будущее. Гуру ИИ утверждают, что их продукты помогут любителям пробиться, создавая песни, выходящие далеко за пределы их навыков, без посторонней помощи. Например, во время стажировки в проекте Google Magenta, студент Крис Донахью разработал систему искусственного интеллекта под названием "Piano Genie". "Piano Genie" имеет всего восемь клавиш, в отличии от фортепиано. Программа генерирует мелодии, основанные на шаблонах, которые вы вводите. "Это не так сложно, как играть на полноценном пианино, но и не создание музыки просто по нажатию кнопки".

"Миллионы людей скачали "GarageBand", а затем никогда не использовали его", - говорит создатель Popgun Хиббл. "Или они использовали программу однажды и сочли это слишком трудным. Но по сути вы можете начать создавать что-то даже если раньше никогда этого не делали. Подобно Instagram, который автоматически делает всех фотографами".

Это так же вызывает тревожные мысли: начнут ли такие инструменты ослаблять навыки молодых музыкантов, которые могут затем решить, что нет необходимости стремиться к мастерству?

С другой стороны, развитие инструментов ИИ может стимулировать возникновение совершенно новых жанров. Новые музыкальные технологии часто так делают. Электрогитара подарила нам рок, электронные драм-машины и сэмплеры стали катализатором развития хип-хопа. Автотюн был грязным маленьким секретом звукозаписывающей индустрии пока такие артисты, как Cher и T-Pain, не использовали его для создания совершенно новых, диких вокальных стилей. Следующая великая тенденция в музыке может быть инициирована музыкантом, который использует ИИ. Скрипка - та же технология. Когда вы отдаёте её Моцарту он говорит: "Посмотрите что я могу сделать с этой технологией!". Если бы Моцарт был подростком нашего столетия, что бы он сделал с ИИ?

-7

Источник: https://www.motherjones.com/media/2019/03/what-will-happen-when-machines-write-songs-just-as-well-as-your-favorite-musician/