Найти тему
al-warisun

Когда начинаются и заканчиваются такбиры праздников Разговения и Жертвоприношения

Вопрос: Я слышал, что такбиры надо делать в ночь перед праздником Разговения до того, как совершат праздничный намаз. В то время, как такбиры праздника Жертвоприношения делаются в течении четырёх дней.

Насколько это утверждение правильно? Я надеюсь, что ответ будет с подтверждением, доказательствами. Да воздаст вам Аллах благом.

Ответ: Хвала Аллаху, мир и благословение Посланнику Аллаха, его семье и его сподвижникам, а затем:

Делать такбиры в эти два праздника является сунной, при том, что в праздник Разговения делать такбиры является ещё крепче, так как Аллах Всевышний сказал (смысл):

"Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны". (Корова, 2:185)

Время начала такбиров в праздник Разговения берёт с того момента, как увидят луну месяца Шаууаль, то есть с закатом солнца последнего дня Рамадана.

Сказал Ибн Аббас: "Обязанностью мусульман будет произношение такбиров, как только они увидят луну месяца Шаууаль".

Заканчиваются эти такбиры с выходом имама для совершения праздничного намаза.

Сказал Ибн Кудама, что сказал Абу Хаттаб:

"Такбиры совершаются с закатом солнца ночи Разговения до тех пор, пока не выйдит имам для совершения молитвы, как это пришло в одном из приданий (от Ахмада) и это так же мнение Шафии, и в другом придании (от Ахмада), что до момента, когда имам закончит намаз".

И сказал Малик: "Такбиры совершаются когда идут утром на молитву (праздничную) и после этого такбиры больше не совершаются".

И наиболее верным является первое мнение, и оно так же является мнением большинства.

И эти такбиры праздника Разговения являются общими, их следует совершать везде без ограничений: на базаре, по дороге, в доме, в мечети и других местах.

Что же касается праздника Жертвоприношения, то его такбиры будут как общие, так и определенные. Определенные совершаются после каждой обязательной молитвы, начиная с утреннего намаза дня Арафата до намаза Аср намаза последнего дня ташрика (третьего дня побивания камнями в Хадже).

А общие такбиры совершаются в любое время и в любом месте, будь то базар, дорога и т.д. И их время начинается, как увидят новую луну месяца Зуль-Хиджа и заканчивается последним днём ташрика (третьего дня побивания камнями в Хадже).

Так как Аллах Всевышний сказал (смысл):

"Пусть они засвидетельствуют то, что приносит им пользу, и поминают имя Аллаха в установленные дни…" (Хадж, 22:28).

И под установленными днями имеются в виду десять дней Зуль-Хиджа, а считанные дни ― это дни ташрика. А дни ташрика ― это три дня после дня Жертвоприношения.

Сказал Куртуби: "Передаётся от Ибн Абасса, что установленные дни ― это десять дней Зуль-Хиджа, а считанные дни ― это дни ташрика, и это мнение большинства".

А Аллах знает лучше.

Оригинал на арабском

Номер фетвы 6594