Найти тему
Олеся  Орленко

С прессой теперь будет бороться контрразведка

Министерство обороны Франции подало иск в связи с публикацией информации об использовании французского оружия в Йемене. Ведь такая информация считается «конфиденциальной информацией оборонного характера».
Пьер Барбансе

В военном ведомстве Франции объявлена «боевая тревога». «Глухие»,[i] как принято называть французскую армию, не любят, когда кто-то суёт нос в то, что они считают «своими» делами. Неужели какие-то гражданские лица хотят высказать своё мнение относительно военных операций, проводимых за пределами страны, и продажи оружия дружественным государствам? Да об этом и речи быть не может! Военные сумеют поставить на место этих наглецов-журналистов, которые осмелились проявить пристальный интерес к их деятельности. Парижская прокуратура начала расследование по факту «разглашения государственной военной тайны» после того, как в распоряжении одного из изданий оказались сведения об использовании французского оружия в Йемене, считающиеся «конфиденциальной информацией оборонного характера».

Расследование было начато 13 декабря 2018 года после того, как министерство обороны подало соответствующий иск. Ведение дела было поручено Главному управлению внутренней безопасности (DGSI), как сообщает источник в судебных кругах. Подозреваемыми в разглашении сведений считаются некий представитель государственной власти и третье лицо. Речь идёт о документе на пятнадцати страницах, который, по имеющимся данным, был составлен 25 сентября 2018 года Управлением военной разведки (DRM). Материал был опубликован 15 апреля 2019 г. интернет-изданием «Disclose». По словам представителей этого издания, они получили этот документ в октябре 2018 года. В документе перечислены продаваемые Францией виды вооружений, которые с 2015 года использовались Саудовской Аравией и Объединёнными Арабскими Эмиратами во время кровопролитного конфликта в Йемене.

По сведениям, обнародованным «Disclose» совместно с «Arte Info», отделом расследований «Radio France», «Konbini», «Mediapart» и «The Intercept», во время атак, проводимых Саудовской Аравией и ОАЭ, использовались танки «Леклерк» (Leclerc ) – один из наиболее совершенных видов французской военной техники. Помимо танков «Леклерк» (которые, по некоторым данным, унесли жизни не менее 55 мирных жителей), применялись 48 самоходных артиллерийских установок «Цезарь» (Caesar) (на их счету – гибель как минимум 35 мирных жителей), пусковые установки «Дамокл» (Damocles) (устройства для наведения на цель), истребители «Мираж 2000-9» (Mirage 2000-9), вертолёты «Cougar» и «Dauphin», а также фрегат и ракетный крейсер французского производства, принимавшие участие в морской блокаде порта Ходейда, что послужило причиной голода среди населения.

Читайте больше: 30 января в газете «Canard enchaine» было напечатано письмо прокуратуры парижским судам, содержащее указания проявлять решительную твёрдость по отношению к «жёлтым жилетам». В этом письме судьям предлагается продолжать вносить имена протестующих в полицейские картотеки даже в тех случаях, когда «факты не были установлены», а также «выпускать из-под стражи» задержанных манифестантов только «в субботу вечером или в воскресенье утром».
https://humanite-russie.ru/2020/01/04/dobro-pozhalovat-v-stranu-avtoritarnogo-liberalizma/

Конечно, правительство Эдуара Филиппа очень уверенно держится в седле и размахивает шашкой под пристальным взглядом верховного главнокомандующего Эммануэля Макрона. До сих пор Париж утверждал, будто это оружие использовалось только с оборонительной целью и «не на линии фронта» в ходе войны, на которой погибло не менее 10 000 человек. Любому нормальному человеку понятно, что, если Эр-Рияд приобретает оружие, участвуя в вооружённом конфликте, он это делает не для того, чтобы убрать его в ящики и ангары, а для того, чтобы пользоваться им и убивать людей. Ведь оружие для этого и изобретено.

Администрация президента и правительство Франции чувствуют себя очень неуютно. Их фактически поймали с поличным. А для того, чтобы отличная работа наших коллег не вдохновила других, приходится использовать различные средства устрашения. В частности, основатели «Disclose» Жоффрей Ливолзи и Матиас Десталь, а также сотрудник отдела расследований «Radio France» Бенуа Коломба призваны явиться 14 мая в Главное управление внутренней безопасности (DGSI). В полученных ими повестках чёрным по белому написано: «…правонарушение, в котором подозревают журналистов, есть действие, караемое тюремным заключением». По мнению Жоффрея Ливолзи, «расследование начато с одной-единственной целью – заставит нас раскрыть свои источники». «Это посягательство на свободу прессы и на право журналистов не разглашать источники информации, – заявляет он. – Редакции средств массовой информации, которым предъявлены обвинения, настаивают на том, что конфиденциальные документы, обнародованные изданием «Disclose» и его партнёрами, представляют большой интерес для общества в целом. Нам удалось довести до сведения граждан и их представителей то, что правительство хотело скрыть». Почти все журналистские объединения Франции выразили поддержку своим коллегам и напомнили, «насколько важно усилить во Франции защиту источников получаемой информации».

Конечно, рассуждения о свободе прессы вполне уместны. Но стоит также упомянуть и о непрозрачности международной политики, проводимой Францией, которая хотела бы торговать смертью, не отчитываясь ни перед кем. Ведь журналисты ведут такие расследования именно потому, что представители простого народа оказались в стороне от происходящего. Ни депутаты, ни сенаторы, в том числе члены Комитета по обороне, не вправе ссылаться на данные, которыми они располагают. «Между тем выдача лицензий на экспорт остаётся исключительной прерогативой исполнительной власти», – напоминают депутаты от ФКП, социалисты и «Непокорённые» в открытом письме, опубликованном 19 апреля на страницах газеты «Libération». Они предлагают «сформировать парламентскую группу, которая могла бы участвовать в процессе принятия решений» по выдаче лицензий на экспорт. Следует отметить, что за период с 2015 по 2017 годы Саудовской Аравии было продано вооружений на 3,4 миллиарда евро. С октября 2018 года Французская коммунистическая партия добивается скорейшего установления эмбарго на поставки французского оружия странам-членам коалиции, возглавляемой Саудовской Аравией и ОАЭ в Йемене. Десятки неправительственных организаций также требуют прекратить поставки оружия Эр-Рияду. И хотя деньги не пахнут, их нельзя делать на растерзанных телах йеменских детей.

[i] Прозвище закрепилось за военными со времён Третьей республики, когда им было запрещено голосовать, «muet» – «глухой» – прим ред.