Найти в Дзене
ПРОЕКЦИЯ

Пандемия уличного искусства

Пандемия COVID-19 внесла существенные изменения в нашу привычную жизнь, обязав человечество соблюдать правила повсеместной самоизоляции. Неудивительно, что говорить о проблематике глобальной пандемии начинают не только люди, но и стены. Опустевшие города превращаются в музеи под открытыми небом, которые, следуя примеру выставочных залов, переходят в онлайн, а главной экспозицией выражения солидарности, поддержки или несогласия становится стрит-арт.

Уличное искусство критически осмысляет новую повседневность, будь то ношение масок или обязательная дистанция в полтора метра. Дарион Флеминг (Darion Fleming), американский художник в своей работе «Pure’ll Gold» («Чистое золото») полемизирует на тему повсеместного отсутствия санитайзеров. Из тюбика с антисептиком капает «чистое золото», а на этикетке мелким шрифтом добавлено «Available Nowhere» («Доступно нигде»). С тех пор, как фотография этого граффити оказалась в инстаграме, число подписчиков Флеминга увеличилось в два раза. Во время пандемии масштабы роста узнаваемости стрит-арт художников начинают напрямую зависеть от новых каналов их дистрибуции.

Работа художника Дариана Флеминга © Darion Fleming
Работа художника Дариана Флеминга © Darion Fleming

Дигитализация стрит-арта — объективный выход из положения, в котором оказались уличные художники. Несмотря на карантин, граффити на улицах становится только больше — самоизоляция открывает доступ к публичным пространствам, которые раньше были недоступны. Проблема в том, что в этих пространствах больше нет людей. Возникает необходимость смены способа распространения работ: вместо случайного «подглядывания» во время прогулки, зритель обретает возможность искать и находить произведения стрит-арта в социальных сетях.

Выкладывая свои работы онлайн, стрит-арт художники, как и ведущие музеи мира, вступают на поле digital-экономики: ценность их работ теперь определяется количеством лайков и зависит напрямую от обилия контента. Если раньше граффити отражало локальную повестку, вроде протестов желтых жилетов или иронии на национальные темы, то сегодня оно апеллирует к глобальной проблематике. Обращение к мировым феноменам, фильмам и знаменитым личностям теперь носит другой характер: вместо простой формы, оно выполняет функцию интеграции между инокультурными сообществами на фоне повышенного интереса к уличному искусству.

Адаптивность стрит-арта к новым условиям видна на примере работ художника из Барселоны, TVboy: в его инстаграм аккаунте количество постов за последние несколько месяцев возрастает в геометрической прогрессии, ровно как и число подписчиков. Будучи гражданином Испании, страны, одной из первых ожесточивших меры по борьбе с коронавирусом, TVboy отходит от привычного для себя шаблона: изображения испанцев, об испанцах и на испанском. Вместо этого он строит свои работы вокруг международно известных фигур, будь то Мона Лиза в медицинской маске или Большой Брат, призывающий оставаться дома.

Помимо визуального языка, изменяется и текстовая составляющая: для подписи своих новых граффити TVboy использует английский язык, как, например, в своей работе-трибьюте работникам здравоохранения «We can do it» («Мы сделаем это!») или работе «Hope» («Надежда»), отсылающей к трудностям самоизоляции.

В сфере стрит-арта появляются и другие нововведения, напрямую не связанные с процессом дигитализации, но отсылающие нас к вопросу интерактивности. За время карантина, испанский стрит-арт художник Pejac впервые вступил в прямой контакт со своей аудиторией.

Ему принадлежит идея флешмоба с интерактивными окнами, призванная отвлечь людей от глобальной изоляции: «Я всегда знал, что в каждом живет скрытый художник, которому только надо дать повод, чтобы он совершил замечательные вещи. И в эти странные дни глобальных ограничений я считаю, что креативность может быть одним из лучших способов борьбы против тревожности и скуки.»

Для участия во флешмобе необходимо немного: краска, маркеры или кисть и, самое главное — окно. В своем видеоуроке Pejac призывает свою аудиторию рисовать фигуры, которые могли бы взаимодействовать с пейзажем по ту сторону стекла. И самое главное — обнаруживает у себя способность продолжать работу даже в условиях соблюдения полной изоляции.

Стрит-арт во время пандемии в принципе наталкивает на давно известную гипотезу о том, что рамки и ограничения способствуют креативности. Не так давно в журнале Psychology of Aesthetics, Creativity and the Arts был опубликован эксперимент Катринель Хоут-Тромп (Catrinel Haught-Tromp), преподавателя психологии в университете Райдера, косвенно подтверждающий это предположение.

Перед участниками эксперимента стояла задача написать несколько рифм для поздравительных открыток, по две строки в каждой. Их разделили на две группы: в первой группе каждому участнику дали восемь конкретных существительных; во второй отсутствовали любые ограничения. Судьи, оценивающие работу, пришли к выводу, что участники придумывали более творческие рифмы, когда им приходилось работать с внешними ограничениями. Они, как правило, как правило, глубже анализировали варианты, исключая очевидные и не оригинальные рифмы.

Профессор Хоут-Тромп считает, что рамки помогают сократить количество вариантов подмножеств, которыми мы можем распоряжаться и управлять. Это позволяет «исследовать менее знакомые пути, отклоняться от ранее известных направлений», чем в последние несколько месяцев и занимается уличное искусство. Пересматривая собственную форму и способы распространения, оно не прекращает свое существование, а подстраивается под ситуацию.

Цифровое изображение расширяет его возможности распространения, привлекая новые пласты аудитории за счет социальных сетей и интернет ресурсов. Однако, оно и ограничивает восприятие уличного искусства как такового: каждая фотография предлагает только один вариант интерпретации и исключает другие. Помимо этого, теряется и идея полного вписывания граффити в контекст города. Если на фото его нет, то стрит-арт ли это вообще?

Текст: Валерия Куприна

Редактор: Лиза Александрова

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.