С 29 июля по 2 августа 1572 года в районе села Молоди современного Чеховского района Московской области произошла битва, которая решала судьбу Руси. В случае поражения Русь могла стать татарским улусом и вассалом Османской Турции. Только благодаря военному таланту князя Михаила Воротынского и самопожертвованию ратников, русские победили и остались свободными, хотя до 1700 года продолжили выплачивать поминки крымскому хану.
В начале лета 1572 года войско Девлет Гирея вышло в поход. Хан вел на Русь 40 тысяч грозных крымских всадников, до 10 тысяч ногайских татар и несколько тысяч черкес. По дороге к орде присоединялись мелкие отряды степных грабителей, кочующих в Диком поле. Все эти войска были легкой кавалерией, воюющей по монгольскому образцу. Турецкий султан прислала 7 тысяч янычар — строевой пехоты, стреляющей «огненным боем».
О том, что это был нерядовой налет, говорит то, что Девлет Гирей расписывал вельможам ярлыки. В них он указывал, кто из вельмож будет править во Владимире, Рязани, Нижнем Новгороде и других городах завоеванной Руси. Татары не грабили территории, а спешили к Москве, оставляя поиск добычи на потом.
25 июля татары появились под Тулой, а на следующий день попытались форсировать Оку в районе Серпухова. Из-за большого количества пушек у русских Дивей-мурза, главный военачальник хана Девлет Гирея, понял, что переправиться здесь не получится и с большими потерями отступил, но пошел на хитрость.
Напротив Серпухова он оставил отвлекающий отряд, а основные силы татар огромными «крыльями» разошлись в стороны. Дивей-мурза повел крымчаков западнее Серпухова. Ногайские татары во главе с Теребердей-мурзой ушли на восток от города. Цель маневра — обойти русских и отрезать их от Москвы.
Обе армии переправились на другой берег Оки, обошли русские полки и вышли на Серпуховской тракт. Сложилась опасная ситуация. До беззащитной Москвы оставалось 50 верст. Однако 29 июля крымскому хану приходит известие, что русские атаковали обозы. Это были четыре с половиной тысяч всадников Хворостинина и 300 немецких рейтар.
Девлет-Гирей направил против них 12 тысяч крымских татар и ногайцев. После короткой стычки степняки погнали русских, но это отступление было частью рискованного плана Воротынского. Опричник Хворостинин выводил противника к полю в районе села Молоди. С трех сторон его окружал лес, а на высоком южном берегу реки Рожайка стоял главный козырь Воротынского — гуляй-город.
Когда всадники Хворостинина вышли на поле, они разделились на две равные части и скрылись в лесу. Гнавшиеся за ними татары напоролись на плотный пищальный и пушечный огонь. Завязалась страшная битва. На берегу Рожайки подступы к гуляй-городу защищало шесть приказов стрельцов. Неизвестно сколько залпов дали ратники, но все они погибли в бою. Девлет-Гирей был вынужден повернуть от Москвы и идти к Воротынскому. Начиналась решающая битва.
31 июля хан направил все войско на штурм гуляй-города, но русские приступ отбили. Особенно много кочевников погибло от специальных оборонных пищалей, которые имели длинный ствол и калибр 20−25 миллиметров. Оружие пробивало любые доспехи и наносило страшные раны.
1 августа татар в бой повел верховный главнокомандующий Дивей-мурза. Часть степняков засыпала русских стрелами, а остальные пытались сломать щиты гуляй-города и прорваться внутрь. Всадники Хворостинина, которые скрывались в лесу, контратаковали и старались отогнать противника. В один из таких наскоков служивый татарин Темир Шибаев Алалыкин пленил Дивей-мурзу.
Не добившись успеха и понеся огромные потери, орда отступила. В гуляй-городе заканчивались боеприпасы, не хватало еды и воды. До реки Ржавчик было несколько десятков метров, но пространство простреливалось крымчаками, и русские пили лошадиную кровь. Хан решил заморить врага голодом.
Вечером 1 августа Девлет Гирей перехватил русского гонца с письмом, в котором было написано, что Иван Грозный ведет войско в 40 тысяч человек. Это была очередная хитрость Воротынского. Никакой подмоги не было, а неизвестный воин сознательно пожертвовал собой и специально попался татарам с поддельным письмом. Девлет Гирей решил, что надо идти на штурм.
2 августа Девлет Гирей спешил всю орду и при поддержке семи тысяч янычар бросил ее на штурм. Склоны холма были усеяны трупами степняков, но они все равно подошли к стенам гуляй-города. Татары руками пытались сорвать доски, но русские саблями и топорами отбивались. В летописи указано, что на земле валялось множество отсеченных рук.
К вечеру крымский хан сосредоточил войска на одном склоне холма. Воротынский решается еще на одни опасный шаг. Он незаметно вывел всадников большого полка и лощиной провел их в тыл татарам. Воевода налетел на противника, и одновременно из гуляй-города на вылазку вышел Хворостинин.
Татары дрогнули, и людской вал повалил от русских позиций. В сражении погибло до 15 тысяч крымчаков, ногайцев, турок, а еще 12 тысяч утонуло в Оке, спасаясь от преследования. Ханское войско потеряло все обозы, семь тысяч янычар остались лежать на поле боя, погибла большая часть крымских мурз, сын, внук и зять хана.
Девлет Гирей оставил заслон из трех тысяч всадников и с остатками войска сбежал в степь. Русские потеряли в сражении 6 тысяч ратников и не позволили Руси потерять независимость.