Найти тему
Мирный Атомщик

Какая причина Чернобльской катастрофы.

Стоит начать с того, что никакого ядерного взрыва НЕ Было.

Ядерный взрыв – неуправляемый процесс высвобождения огромного количества энергии в результате цепной ядерной реакции деления. (Т.е. как в атомной бомбе).
Так назывыемый ГРИБ ядерного взрыва
Так назывыемый ГРИБ ядерного взрыва

Взрыв был, но он был, как говорят, тепловой, (ну если совсем своими словами, то как забытая на плите банка сгущенки, только вместо сладких капель - ядерное топливо и куски графита. Хотя шведские ученые утверждают, что во время аварии на Чернобыльской АЭС произошел слабый ядерный взрыв.

Итак, о причинах.

Тут хочу начать с того, что любая атомная станция проектируется и строится с многократным дублированием и резервируем всего и вся. (Т.е. если какой-либо элемент откажет, его задачу будет выполнять либо резервный или другие системы, в том числе системы безопасности). Поэтому выход из строя любого элемента или агрегата на безопасность АЭС не влияет.

Точно так же и с технологией. Уже в то время если персонал АЭС выполнял неправильные действия, то система защит и блокировок глушила реактор и переводила энергоблок в безопасное состояние.

Для каждой АЭС существует своя библия – её называют регламент безопасной эксплуатации. В котором описывается практически все ситуации, которые могут произойти и как надо действовать если они наступают.

Разрушенный энергоблок Чернобльской АЭС
Разрушенный энергоблок Чернобльской АЭС

Так же для понимая причины вспомним, что в ночь перед катастрофой планировались испытания (выбег турбины ротора турбины). Т.е. работа в не номинальном режиме.

И конечно же недостатки конструирования стержней аварийной защиты (это тот самый механизм, который должен в любых режимах безопасно заглушить реактор). Недостаток заключался в том, что в первую секунду происходил скачек мощности. Да-да… именно так. Тот самый «тормоз» на мгновение разгонял реактор.

Стрежни АЗ входят в топливо АЭС
Стрежни АЗ входят в топливо АЭС

Итак, резюмируя имеем:

- недостаток конструкции

- нарушение регламента (6 раз)

- неправильные действия персонала

- проведение испытаний

Итак, основной причиной, как я считаю, скопление целого комплекса перечисленных обстоятельств. И если убрать из этого списка любой пункт, катастрофа бы не произошла.