Завтра, 28 мая, и мне исполнится "полтинник". Время осознать кое-какие итоги что ли. Серьёзнее стать.
Слава богу, жизненного опыта накопилось, хоть отбавляй. Даже сыр хранить научилась! :)
Хм… Чувствую себя викторианской матроной. Не то чтобы я прям англичанка какая, нет. Просто во времена королевы Виктории столько всего наизобретали… Вот и при моей жизни тоже много чего укрепилось в быту, много чего вообще нового появилось.
Вот сейчас я пишу текст в Интернете. В 1970 году про Интернет не слышали. Да что там, когда я уже училась в 10 классе, у нас был предмет «Информатика». А компьютеров не было. Мы программы в тетрадочке писали. Смешно было. В голове какие-то отрывки из обрывков. Бейсик? 1. Старт. 10. Ран ту 1. Что-то такое, только импортными буквами.
Но учебник был! Вот такой:
А когда мы задавали вопросы, зачем нам это, нам говорили, что, вот, мол, будут везде компьютеры… Какие компьютеры? На кой они?! Мы даже и не подозревали…
Или вот опять же. Сейчас сижу я текст пишу. И одновременно стираю, посуду мою и ватрушку пеку. И всё это не поднимаясь со стула.
Стиральная машина – автомат, сама всё делает, забросить туда бельё – можно без сортировки, главное, салфетку от окрашивания внутрь сунуть, добавить жидкости для стирки, нажать пару кнопок - и всё.
Посудомойку загрузить – решётки от плиты, противень, кастрюли, всё это со злостным жиром, и готово дело, она сама уважит, отмоет.
И ватрушку тоже я смешала, сунула в печь, выставила таймер, он в нужное время сам духовку выключит. Даже если я забуду.
Главное, эта техника стала доступной. Помню, мама начала мечтать о «Вятке»-автомате году в 1985-м. А появилась у неё машинка уже в начале 2000-х. Правда, не «Вятка» уже, а какая-то иностранка.
Кстати, фото отсюда. И там ещё много-много вещей, из-за которых впадаешь в 1980-е. :)
Или вот опять же про письмо. Когда я пришла в школу – к слову, в 1 «З» (были ещё «И» и «К»), всё первое полугодие мы писали перьевыми ручками. Чтобы красивый почерк выработать – с волосяными линиями, утолщениями. Чернила с собой носили и «непроливайки», чернильницы, из которых успешно всё иногда плескалось. Моя была коричневая, похожая на пончик. У кого получалось красиво писать, Людмила Михайловна разрешала пользоваться шариковыми ручками раньше, чем кончалась вторая четверть.
Кстати, эта наука долго помогала мне на почте - почему-то там ещё несколько лет нужно было заполнять разные бланки именно перьевой ручкой-макалкой. :)
А ещё на уроках труда в первом классе шили перочистки: кружочки из ветоши, скреплённые стежком посередине. Чтобы ручки вытирать. Кстати. Все ли молодые поймут сейчас слово «ветошь»?
Хотите провалиться во времени опять? Идите сюда, откуда эта картинка-инструкция о пошиве перочистки. Журнал "Юный техник" вполне себе готовил детей к жизни.
Когда всем разрешили писать шариковыми ручками, особенным шиком были цветные – зелёные, чёрные. Красные учительница не разрешала использовать, это был её цвет.
О, кстати, о школьной моде. Как же всё было невинно! В школе в моде были «анкеты». «Твой любимый литературный герой», «Кого из исторических деятелей ты считаешь великим?», «Твой любимый артист» (Боярский, конечно! Ну или Атос, ладно!)
Вот такая была мода. Но это уже позже, в средних классах, а в детстве в мороз обвяжут тебя шалью поверх шубы крест-накрест, перетянут ремнём, как сноп, для тепла; ещё и рот шарфом завяжут концами назад, и для верности папин носовой платок – он больше – сунут под этот шарф так, что ещё и нос закрыт. Вот тебе и вся мода. Главное, чтобы ребёнок не простыл! Кстати, о вреде такого закрывании рта и носа в мороз ребёнку нам потом Газель Андреевна на биологии говорила. Значит, обычай повсеместный был!
Вот я себе игрушку сделала портретную в память о той "моде". :) Хотите ещё фотографий, заглядывайте сюда.
А самые первые коньки? Мои привязывались ремнями к валенкам и были двухполозными. И лыжи, кстати, тоже к валенками ремнями крепились. Те, что пристёгивались к ботинкам, уже в средних классах появились.
А наши развлечения? Мне кажется, все мои ровесники – это случайно выжившие мальчики и некоторые девочки. Одной из любимых шалостей было подложить гвоздь на рельсу – рядом с нашим домом была узкоколейка к шоколадной фабрике. Поезд пройдёт, гвоздь расплющится, чуть поточить о камень – вот тебе и индейский нож, можно, улюлюкая, угрожать снять скальп с врага. Врагами и индейцами были по очереди, чтобы справедливо было. А в войнушку играли с деревянными автоматами или ружьями. Неважно, что роль ружья исполняла палка, воображение-то на что?! А уж если чей дед или отец вырезали из доски что-то в форме винтовки, это было у-ух! На той же узкоколейке мы были партизанами: прикладывали голову к рельсе – шумит? не шумит? Идёт поезд? Пора закладывать заряд?
А вот ещё одна игра, помните? Убегающего спасти, догоняющего не пустить в круг. :) Тут на фото взрослые есть, а мы сами играли, без взрослых. :)
А беготня по строящимся стенам дома? А перелезание через заборы? А скачки по гаражам?! Как живы остались…
А, кстати, сотовые. Мобильные. Телефоны карманного формата. Когда-то и домашние-то не у всех были. Надо были идти на почту в переговорный пункт и там в свою очередь в своей кабинке жутко орать, чтобы что-то услышать.
С тех пор анекдот люблю:
«Что ж он так кричит?
– С Владивостоком говорит.
– А по телефону нельзя?!»
А, а на переговорный пункт вызывали телеграммой. И вообще что-то экстренное сообщали телеграммой. «ТЕЛОМ МОСКВЕ ЗПТ ДУШОЙ ВАМИ ТЧК» Не помню, сколько стоило слово, но предлоги-союзы всякие выбрасывали, больно дорого платить. Особый шик был - отбить телеграмму со служебными частями речи, как какой-нибудь мажорик.
О! Кстати, слова. «Клёво» и «круто» - это уже недавно. А вот «зыко» и «зыкинско» - это оттуда, из 70-х и 80-х, из моего детства. А ещё «тубзик», «шубись», «маг», «матеша», «контроша» и «параша» (если что, это оценку "Два" так называли, "Парашу получил". :)). Или «не финты» - не проканало… э-э-э… не получилось!
О! А вот ещё! «Аванти попола, али рис косса, бандьера росса, бандьера росса!»
Или «Эль пуэбло, унидо, хамас сера вен сидо!» Простите, я не знаю, как членить эти слоги по словам. Так, интуитивно поделила. В памяти оно вот так – со слуха.
И, конечно, «Но пасаран!»
"Куба далеко, Куба далеко, Куба рядом!" – сейчас стала петь, чуть язык не завязался. С такими песнями и скороговорок не надо!
Эти песни мы учили в школе и пионерских лагерях для смотров политической песни. В глаза стоит стоит: на сцене старшеклассник Сергей Арсентьев, поставив одну ногу на стул, рвёт струны гитары и поёт как раз "Эль пуэбло..."
А из окон звучала другая музыка, что мне лично слышалось как "Варвара жарит кур!" :)
А вот эту девушку помните? :) Как поёт Игорь Иванович, "свободу Анджеле Дэвис! От Анджелы Дэвис руки! Дайте свободу Анджеле Дэвис! Дайте свободу, суки!" А мы про неё знали только из-за причёски. :) Уже в 80-е, когда химия вошла в моду, некоторые ходили такими шариками под Анджелу Дэвис.
Кстати, ещё о словах – но ложка дёгтя. «Мама, а что такое «дебилка?» - «Это кто тебе такое сказал?!» - «Зубнушка, я очень боялась и выла. А ещё там пахнет плохо». Вот зубы лечить мне лично не везло долго…
Конечно, ностальгия. И не по туши для ресниц, в которую надо было плевать, не по «Злату скифов», а по юности. Не по шрамам, синякам и родительским затрещинам – а по детству.
Детство. Все вокруг ещё живы, хочешь «справить» день рождения и просто говоришь об этом родителям – а на что собрать стол, и в голову не приходит. Время, когда все были равно бедны – или же равно богаты. Когда колени не стонали на лестнице. Когда розовые очки были ещё целы…
Эх…
Но и сейчас много плюсов, конечно.
Но о них в другой раз.