Найти тему
Закирыч Александр

Таджики

Таджи́ки (тадж. Тоҷикон, дари تاجیکان [tɔː'ʤɪk], перс. تاجيک) — иранский народ, говорящий на различных диалектах персо-таджикского континуума и населяющий регионы к востоку и северо-востоку от современного государства Иран, расположенные в современном Афганистане, Таджикистане, Узбекистане, Киргизии и Пакистане. Традиционный ареал проживания таджиков охватывает бассейн верховий Амударьи (Пянджа), Мургаба и Кабула, Зеравшанской долины, бассейны реки Зеравшан, а также бассейны Гильменда и Аргандаба. В Афганистане к таджикам также обычно относят персоязычное население бассейнов Герируда и озера Хамун. Для Афганистана характерны также другие варианты названия этой группы населения: фарсиваны (персоязычные), дехкане (оседлые земледельцы, то есть те, кто не ведёт кочевой образ жизни). В Таджикистане (и других странах Средней Азии) и Афганистане (вместе с Пакистаном) приняты две различные формы литературного языка таджиков: таджикский язык и дари соответственно. Общая численность таджиков, по разным оценкам, составляет от 30 до 50 млн человек. На территории Афганистана проживает больше таджиков, чем в самом Таджикистане. В Афганистане — от 10[1][2] до 20 млн[3], в Таджикистане — более 9,8 миллионов [36][37]. На территории Узбекистана проживает более 12 млн таджиков[8]. Второй многочисленный этнос в Средней Азии, по данным Книги фактов ЦРУ и оценкам ООН
Таджи́ки (тадж. Тоҷикон, дари تاجیکان [tɔː'ʤɪk], перс. تاجيک) — иранский народ, говорящий на различных диалектах персо-таджикского континуума и населяющий регионы к востоку и северо-востоку от современного государства Иран, расположенные в современном Афганистане, Таджикистане, Узбекистане, Киргизии и Пакистане. Традиционный ареал проживания таджиков охватывает бассейн верховий Амударьи (Пянджа), Мургаба и Кабула, Зеравшанской долины, бассейны реки Зеравшан, а также бассейны Гильменда и Аргандаба. В Афганистане к таджикам также обычно относят персоязычное население бассейнов Герируда и озера Хамун. Для Афганистана характерны также другие варианты названия этой группы населения: фарсиваны (персоязычные), дехкане (оседлые земледельцы, то есть те, кто не ведёт кочевой образ жизни). В Таджикистане (и других странах Средней Азии) и Афганистане (вместе с Пакистаном) приняты две различные формы литературного языка таджиков: таджикский язык и дари соответственно. Общая численность таджиков, по разным оценкам, составляет от 30 до 50 млн человек. На территории Афганистана проживает больше таджиков, чем в самом Таджикистане. В Афганистане — от 10[1][2] до 20 млн[3], в Таджикистане — более 9,8 миллионов [36][37]. На территории Узбекистана проживает более 12 млн таджиков[8]. Второй многочисленный этнос в Средней Азии, по данным Книги фактов ЦРУ и оценкам ООН
Таджики представляют собой один из наиболее древних коренных народов Средней Азии. 

Окрашенная глиняная и алебастровая голова зороастрийского священника в головном уборе бактрийского стиля, Тахти-Сангин, Таджикистан, Греко-бактрийское царство, III-II вв. до н. э.
Свое происхождение таджики относят к «арийцам». Согласно историческим исследованиям, предками таджиков являются оседлые и кочевые ираноязычные народы согдийцы, бактрийцы, хорезмийцы, парканцы и саки,[39][30][31][40][41][42][43] распространившиеся на просторах Центральной Азии в конце 2-начале 1 тысячеления до нашей эры. Прямыми предками таджиков были: бактрийцы в бассейне верховьев Амударьи, согдийцы в бассейнах Зеравшана и Кашкадарьи, парфяне в Хорасане, маргианцы в Мервском оазисе, хорезмийцы в низовьях Амударьи, парканцы в Ферганской долине и сако-массагетские племена Памиро-Тянь-Шаньских гор и Арало-Каспийских степей. С образованием государства Саманидов в IX—X вв. завершился и процесс сложения этнического ядра таджиков. Современный таджикский этнос, по праву культурный наследник древней иранской истории Центральной Азии
Таджики представляют собой один из наиболее древних коренных народов Средней Азии. Окрашенная глиняная и алебастровая голова зороастрийского священника в головном уборе бактрийского стиля, Тахти-Сангин, Таджикистан, Греко-бактрийское царство, III-II вв. до н. э. Свое происхождение таджики относят к «арийцам». Согласно историческим исследованиям, предками таджиков являются оседлые и кочевые ираноязычные народы согдийцы, бактрийцы, хорезмийцы, парканцы и саки,[39][30][31][40][41][42][43] распространившиеся на просторах Центральной Азии в конце 2-начале 1 тысячеления до нашей эры. Прямыми предками таджиков были: бактрийцы в бассейне верховьев Амударьи, согдийцы в бассейнах Зеравшана и Кашкадарьи, парфяне в Хорасане, маргианцы в Мервском оазисе, хорезмийцы в низовьях Амударьи, парканцы в Ферганской долине и сако-массагетские племена Памиро-Тянь-Шаньских гор и Арало-Каспийских степей. С образованием государства Саманидов в IX—X вв. завершился и процесс сложения этнического ядра таджиков. Современный таджикский этнос, по праву культурный наследник древней иранской истории Центральной Азии
Таджики являются прямыми потомками иранских народов, чье постоянное присутствие в Центральной Азии и северном Афганистане засвидетельствовано с середины I тысячелетия до нашей эры. Предки таджиков составляли ядро ​​древнего населения Хорезма и Бактрии, которые входили в состав Трансоксания (Согдианы). Со временем восточно-иранский диалект, которым пользовались древние таджики, в итоге уступил место персидскому, западному диалекту, на котором говорят в Иране и Афганистане. Распространению ислама, персизации и развитию новоперсидского языка (darī) и литературы на нём, изначально поэтической, оказывали широкую поддержку правившие Средней Азией в IX—X веках из Бухары Саманиды — династия иранского происхождения, держава которых в современном Таджикистане рассматривается как первое «централизованное таджикское государство». Новоперсидский язык (фарси) распространяется на всём пространстве востока иранского мира и быстро вытесняет восточноиранские языки, сохранившиеся (за исключением земель отдалённых раннепуштунских племён) только в изолированных горных областях у ягнобцев и памирских народов[47]. Поскольку для термина таджик изначально была более значима отрицательная коннотация («не-тюрк»), к восточноиранскому оседлому населению Памира также широко применялся этот этноним, наследие чего наблюдается и по сию пору. Для уточнения, в Китае под «таджиками» до сих пор понимают сарыкольцев Синьцзяна.[45] 
В персидской литературе периода Хулагуидов, Тимуридов и Сефевидов термин «таджик» обычно использовался в контексте тюркской или тюрко-монгольской правящей элиты, чтобы отличать персов, как государственных чиновников, торговцев, городских ремесленников и сельских крестьян от тюрков и монголов. Примеры можно увидеть в «Та’рих-и Газани» Рашид ад-Дина (ок. 1247—1318) как: «bitikčiān-i tāzik» «таджикские секретари», «ra’iyat-i tāzik» 'таджикское крестьянство', или у Мирхонда (1433—1498) : «nisbat ba-mardum-i tāzik» «по отношению к таджикскому народу».[45]

Руй Гонсалес де Клавихо, в качестве посланника кастильского короля Энрике III к Тамерлану по дороге в Самарканд в 1404 году писал:
…Люди, проживающие на этих краях, называются tangiquis (похоже, именно так воспринял слово tājīk кастильский эмиссар) и говорят на персидском языке, который немного отличается от персидского, который говорят «в Персии»
Таджики являются прямыми потомками иранских народов, чье постоянное присутствие в Центральной Азии и северном Афганистане засвидетельствовано с середины I тысячелетия до нашей эры. Предки таджиков составляли ядро ​​древнего населения Хорезма и Бактрии, которые входили в состав Трансоксания (Согдианы). Со временем восточно-иранский диалект, которым пользовались древние таджики, в итоге уступил место персидскому, западному диалекту, на котором говорят в Иране и Афганистане. Распространению ислама, персизации и развитию новоперсидского языка (darī) и литературы на нём, изначально поэтической, оказывали широкую поддержку правившие Средней Азией в IX—X веках из Бухары Саманиды — династия иранского происхождения, держава которых в современном Таджикистане рассматривается как первое «централизованное таджикское государство». Новоперсидский язык (фарси) распространяется на всём пространстве востока иранского мира и быстро вытесняет восточноиранские языки, сохранившиеся (за исключением земель отдалённых раннепуштунских племён) только в изолированных горных областях у ягнобцев и памирских народов[47]. Поскольку для термина таджик изначально была более значима отрицательная коннотация («не-тюрк»), к восточноиранскому оседлому населению Памира также широко применялся этот этноним, наследие чего наблюдается и по сию пору. Для уточнения, в Китае под «таджиками» до сих пор понимают сарыкольцев Синьцзяна.[45] В персидской литературе периода Хулагуидов, Тимуридов и Сефевидов термин «таджик» обычно использовался в контексте тюркской или тюрко-монгольской правящей элиты, чтобы отличать персов, как государственных чиновников, торговцев, городских ремесленников и сельских крестьян от тюрков и монголов. Примеры можно увидеть в «Та’рих-и Газани» Рашид ад-Дина (ок. 1247—1318) как: «bitikčiān-i tāzik» «таджикские секретари», «ra’iyat-i tāzik» 'таджикское крестьянство', или у Мирхонда (1433—1498) : «nisbat ba-mardum-i tāzik» «по отношению к таджикскому народу».[45] Руй Гонсалес де Клавихо, в качестве посланника кастильского короля Энрике III к Тамерлану по дороге в Самарканд в 1404 году писал: …Люди, проживающие на этих краях, называются tangiquis (похоже, именно так воспринял слово tājīk кастильский эмиссар) и говорят на персидском языке, который немного отличается от персидского, который говорят «в Персии»

Официальное закрепление широко употреблявшегося термина таджик в качестве названия национальности произошло в XX веке при осуществлении советского «национального строительства» и проведении национального размежевания.

В 1924 году была образована Таджикская АССР со столицей в новом городе Душанбе в составе Узбекской ССР, в которой таджики, из которых памирские народы не выделялись, объявлялись титульной нацией. В 1929 году Таджикистан был выделен в отдельную советскую республику — прямую предшественницу современного независимого Таджикистана.

Ввиду отсутствия целенаправленного построения отдельных наций национальное самоопределение таджиков Афганистана не отличается такой чёткостью и основывается прежде всего на противопоставлении себя пуштунам и другим народам как персоязычных носителей оседлой культуры. По объективным причинам термин «таджики» для афганского персоязычного населения имеет условный характер. С целью внести ясность в данный вопрос некоторые этнологи предложили термин «фарсиваны» (перс. فارسیوان [fɒrsivɒ'n], пушту فارسیوان [fɑrsiwɑ'n]) происходит от *fārsī(za)bān «персоязычный», переоформленного в пушту по типу имён с суффиксом -wān) для обозначения афганских персов.[источник не указан 822 дня]

В Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая «таджиками» называют сарыкольцев — один из памирских народов, представители которого обычно не знают персидского (таджикского) языка.

Представители таджикской национальной интеллигенции традиционно отвергают академическую «арабскую» версию происхождения этнонима таджик и берут на вооружение распространённую c XIX века народную этимологию, связывающую его со словом تاج [tɔːd͡ʒ] «корона» (арабизир. от пехл. tāg)[55]. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, называл таджиков племенем арийского происхождения, составляющим ядро населения Бухары, Афганистана, Балха, Сегестана, Хивы. Об этнониме «таджик» ЭСБЭ писал:

Слово таджик означает «увенчанный»; это показывает, что в прежнее время им принадлежала власть в тех местах. Во многих странах Арало-Каспийской покатости таджики называют себя «парсиван», то есть персиянами; они действительно являются остатками первоначального персидского населения Средней Азии.
Царская корона попала даже на флаг независимого Таджикистана. Однако, с точки зрения семантики, таджикской морфологии и исторического употребления, трактовка таджиков как «коронованных» сомнительна
Царская корона попала даже на флаг независимого Таджикистана. Однако, с точки зрения семантики, таджикской морфологии и исторического употребления, трактовка таджиков как «коронованных» сомнительна

Области расселения таджиков в Средней Азии и Афганистане не образуют цельного ареала. С одной стороны это связано с тем, что оседлое таджикское население издавна привязано к земледельческим оазисам и долинам, разделённым пустынями и горными хребтами. С другой стороны таджикские поселения часто отделены между собой порой значительными массивами узбекской (на севере) и пуштунской (на юге) этнической территории, что отражает исторические процессы вытеснения персоязычия из Средней Азии динамичными тюркской (преимущественно карлукоязычной) и пуштунской общностями, начавшиеся соответственно в XI и XIV веках. Население многих таджикских областей является смешанным, в ряде местностей таджикские селения представляют собой островки среди иноязычного окружения, являясь по сути реликтами древнего сплошного таджикского ареала.

Процентное отношение таджикского населения в разных странах:

Страна численность таджиков

Афганистан 14 млн Процент от общего числа населения страны 39% Процент от общего числа таджиков 44 %

Узбекистан 9 млн Процент от общего числа населения страны 30% Процент от общего числа таджиков 29 %

Таджикистан 7,5 млн Процент от общего числа населения страны 84,3% Процент от общего числа таджиков 23 %

Пакистан 1 млн Процент от общего числа населения страны 0,5 % Процент от общего числа таджиков 4 %

Иран 392 тыс. Процент от общего числа населения страны 0,5 % Процент от общего числа таджиков 1 %

Россия 201 тыс. Процент от общего числа населения страны 0,2 % Процент от общего числа таджиков 1 %