Наши женщины, всё-таки, самые героические. В том числе и в учительском призвании.
До рубежа XIX и ХХ веков учителями были, преимущественно, мужчины. Женщины получили право преподавания лишь во второй половине XIX века и стремительно стали завоёвывать для себя профессию педагога. Но не надо думать, что это было так уж легко и в удовольствие. О сложностях молодых учительниц в коммуникации с сельскими парнями я уже писал, сегодня привожу цитату из того же источника о проблемах естественного характера.
«На одном хуторе быстро, без всяких приспособлений, открыли в частной хатенке церковно-приходскую школу. Назначенная в неё учительница живёт у родных в селе, в четырёх верстах от хутора, и для того, чтобы посещать школу, нанимает за свой счёт извозчика. Но извозчик не всегда возит её исправно – напьётся-ли пьян, или поднимется холодная вьюга, он отказывается ехать. Тогда учительница надевает тёплый кожух и пешком отправляется в школу, и чтобы поспеть вовремя, идёт на голодный желудок, не выпив даже стакана чаю. И такое бывает часто. Кучер отказывается в стужу ехать на лошади, а она не боится в эту же стужу идти пешком четыре версты по степи. А возвратится домой, пообедает и сейчас-же идёт в другую школу, женскую приходскую, помещающуюся в тесной и неудобной сторожке и работает там эта героиня до позднего вечера.»
Рубанов. Мысли и факты // Салгир. – 1903. – 16 янв. – С. 1.
Настоящий ежедневный подвиг человека. Испытание и для мужчины, что уж говорить о женщине? На таких людях и держится испокон веков Россия.